Библейские курсы Литература Журнал «Добрые Вести» Статьи Гимны Новости Форум |
НОВАЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕУрок 2 - Крещение - начало пути к новой жизниОмовение и богослужение в Ветхом ЗаветеОмовение было важной составляющей богослужения под Законом Моисеевым. Мы узнаем об этом законе из первых книг Библии, от Исхода до Второзакония. Закон руководил народом Израильским 1400 лет, хотя большую часть этого срока они и не исполняли его. В созданной по повелению Бога скинии, где Израиль собирался для служения Богу, находился большой медный сосуд, наполненный водой; он размещался перед входом в скинию собрания. Бог повелел священникам омывать руки и ноги перед каждым входом в скинию, и в случае неисполнения им грозила смерть (Исх.30:17-21). Для подобного повеления было много причин, но мы разберем лишь одну из них. Каждый раз, когда они совершали омовение, это напоминало им о том, что, как тела их становились физически грязными в повседневной жизни, так и грех ежедневно поражал их и делал духовно нечистыми изнутри. Все служебные церемонии Моисеева закона были определены Богом для того, чтобы преподнести народу духовные уроки о грехе и о способах его прощения. Поэтому священникам при их омытии напоминалось, что 'грязь' представляет собой 'грех', а 'омытие' - 'прощение'. Поскольку им приходилось входить в Святое, по крайней мере, раз в день, чтобы проверить степень горения светильника, то это ритуальное омовение никогда не прекращалось. Как тела их становились физически нечистыми каждый день, так и грех ежедневно поражал их, и Закон никогда не мог совершенно очистить их и освободить от греха; ритуал жертвоприношения и омовения должен был повторяться день за днем. Служение Иоанна КрестителяВо дни Иисуса многие иудеи игнорировали этот неприятный факт. Ритуальное омовение было довольно распространено, они даже омывали себя полным погружением в воду, но их сознание никак не связывало это с грехом. Они верили в свою праведность перед Богом по двум причинам: первая из них - то, что они, будучи иудеями, являлись потомками Авраама, человека, которому Бог дал великие обетования; и вторая - через свою вовлеченность в ритуальное богослужение в храме или синагогах. Вообразите их потрясение, когда они впервые услышали призыв Иоанна Крестителя. "В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской… Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои" (Мф.3:1,5,6). Иоанн напрямую связывал омовение (через крещение) и прощение грехов. Стоит рассмотреть ближе основные положения на этот предмет в повествовании Матфея.
Это есть необходимый момент нашего приближения к Богу: "Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован" (Прит.28:13). Библия говорит нам, что если мы честны перед Богом подобным образом, мы превозносим Его имя и отдаем Ему хвалу, признавая правоту Его слова. Ветхозаветное слово "исповедовать" в Новом Завете переводится иногда как "восхвалять". Как прекрасно сознавать, что, исповедуя свои грехи перед Богом, мы воздаем Ему хвалу. Посмотрите, что говорит Давид Богу после грехов прелюбодеяния и убийства: "Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем" (Пс.50:6). Когда Ахан совершил грех, присвоив из заклятого города одежду, серебро и золото, Иисус Навин призывает его сознаться в содеянном следующим образом: "Сын мой! воздай славу Господу, Богу Израилеву и сделай пред Ним исповедание и объяви мне, что ты сделал; не скрой от меня" (Нав.7:19). Крещение во Христа"Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Гал.3:27). Когда ученики Иисуса крестили людей, они крестили их "во Христа", или 'во имя Господа Иисуса Христа'. Это крещение ставит мужчин и женщин в особые отношения с Господом Богом через Иисуса; они принадлежат Богу, как члены Его семьи, и, при условии сохранения веры, Иисус Христос даст им жизнь вечную в Своем Царстве при Своем возвращении на землю. Никодим, один из начальников иудейских, тайно приходит к Иисусу с вопросами об этих вещах: "Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше" (Ин.3:3-7). Суть довольно проста. Если мы желаем быть приглашенными в Царство Божие, когда Иисус вернется на землю, мы должны быть крещены через погружение в воду и должны родиться от Духа. Иисус изображает этот процесс как рождение свыше, то есть уподобляет это событие в нашей жизни рождению младенца из утробы матери. Это новое начало, начало новой жизни, и мы должны подходить к нему, в самом деле, очень серьезно. Обратим внимание, что обе части этого процесса одинаково существенны. Погружение в воду вовсе не достаточно само по себе, чтобы обеспечить место в Царстве Божьем. Это должно сопровождаться и тем, что Иисус называет "рождением от Духа". Омытие ног учениковВо время вечери накануне Своей крестной смерти, Иисус постарался просветить Своих учеников о необходимости этой перемены. "Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все" (Ин.13:5-10). На примере Петра мы видим распространенное отношение иудеев к омовению - это ритуальный акт, совершаемый неоднократно. Иисус объяснил, что крещение - это 'разовый' ритуал, совершаемый однажды в жизни теми, кто реально понял, что он означает. Почему Иисус омывает ученикам только ноги? Библейское повествование - вещь поразительная. Иисус посылает сначала Петра и Иоанна в верхнюю горницу. Им вменялось сделать соответствующие приготовления, а это включало встречу других учеников и омытие их ног. Это являлось древней иудейской традицией, но ни один из них не пожелал совершить этот ритуал, ни один не пожелал смирить себя до положения слуги, ухаживающего за гостями. Фактически, Иисус как бы говорит Своим ученикам: 'Вы уже были однажды крещены, и этого достаточно, но если вы действительно Мои ученики, вы должны научиться смирять себя и следовать в жизни Моему примеру'. Если мы в самом деле понимаем истинное послание Евангелия, нам достаточно креститься один раз, и нет нужды в дальнейшем "перекрещивании". Иисус умер на кресте только один раз, поэтому мы крестимся в Его смерть лишь один раз. Когда мы согрешаем после крещения, мы испрашиваем прощение в молитве, и Бог простит нас, и мы останемся Его детьми. "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1Ин.1:8,9). В горнице Иисус сказал Своим ученикам: "Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам" (Ин.13:13-15). Обратите внимание на перестановку местами двух слов, которую делает Иисус. Ученики, подобно многим людям сегодня, охотно желали видеть в Иисусе, прежде всего, Учителя. Тем не менее, Иисус просит нас называть Его, прежде всего, Господом, то есть Тем, Кому мы должны подчиняться. Он оставил нам пример совершенной, божественной любви. И если наше крещение действительно что-то значит для нас, то за этим актом обязательно последуют изменение всего себя и твердая решимость следовать Его примеру и старание служить Ему, как Господу. Рождение от ДухаЧто же тогда в действительности означает "родиться от Духа"? Посмотрите на эти два отрывка: "Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Ин.6:63). Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, [как] возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек. Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано. Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение (1Пет.1:22 - 2:2). Когда мы после крещения начинаем новую жизнь во Христе, Бог не сразу и не мгновенно меняет нас, чтобы мы далее уже автоматически вели себя подобно Христу всю оставшуюся жизнь. Мы еще только новорожденные младенцы. Младенцам нужно молоко, которое способствует их росту и укреплению. Так и нам нужно духовное молоко, текущее из Слова Божьего, которое будет способствовать нашему духовному возрастанию. "Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не [как] слово человеческое, но [как] слово Божие, - каково оно есть по истине, - которое и действует в вас, верующих" (1Фес.2:13). Только через постоянное чтение и размышление над Библией и через молитву, мы учимся вести себя как истинные ученики Иисуса Христа. Делая это, мы вскоре обнаружим, что наши разум и сердце наполняются словом Божьим и Его образом мысли, и это поможет нам вытеснить из нашей головы и из жизни наши собственные желания и греховные пути. Это нелегко и не происходит на другой день после крещения; на самом деле, это дело всей жизни, и мы все равно не изменимся до идеальной формы подобия Иисусу Христу. Это произойдет только при Его возвращении, когда силою Святого Духа Он изменит Своих учеников и сделает их физически подобными Самому Себе. Это изменение может быть также изображено как "рождение от Духа", и здесь две идеи уже взаимосвязаны. Если мы будем стараться изменить нашу духовную жизнь сейчас, чтобы быть подобными Христу, тогда Он изменит наши физические тела и сделает их подобными Его телу при Своем возвращении. "Господь Иисус Христос… уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе всё" (Флп.3:21). Многие люди знакомятся с Евангельским посланием через чтение и изучение Библии. Они принимают его и крестятся во имя Иисуса. И здесь, как им иногда кажется, процесс заканчивается, и нет речи ни о каком начале новой жизни. Они прекращают читать Библию, они не меняют свой прежний образ жизни, они не стремятся быть похожими на Иисуса Христу. Они крестились от воды, но не от Духа. Их вера никак не проявляет себя в жизни, и они продолжают прежний образ поведения, какой был и до крещения. Здесь таится смертельная опасность: они не только не будут призваны в Царство Божие, но им еще придется объяснять свое поведение перед судейским престолом Иисуса Христа. Есть много отрывков, говорящих о том, как узнать учеников, которые воистину родились заново. Возможно, самый лучший из них находится в Послании Галатам 5:16-23. Ученики в галатийских церквях - хороший пример верующих, изображенных в предыдущем параграфе. Они охотно приняли благую весть, они приняли крещение, но как только Павел покинул их город, они возвратились к своему прежнему образу поведения, какой присутствовал среди них до крещения. Обратите внимание на противопоставление плотского и духовного аспектов, которые делает Павел: "Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом" (ст.16-18). Апостол призывает их жить Духом (т.е. дать слову Божьему проявиться в их жизни). Если они наполнят ее делами духовными, это поможет им оставить желания их греховной природы. "Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют" (ст.19-21). Здесь все их дела. Это показывает, что они не были рождены от Духа, и если будут продолжать жить по-прежнему, предупреждает Павел, то не войдут в Царство Бога. "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона" (ст.22,23). Вот как мы узнаем о рождении свыше. Это не просто вопрос о назывании себя "возрожденными христианами". Мы показываем людям, кем и чем мы стали как через свое поведение, так и через свою проповедь. Если в нас начинают проявляться такие качества, как любовь, кротость, милосердие и воздержание, то этим мы показываем, что действительно веруем в Слово Божье и позволяем ему преобразить самих себя в людей, более похожих на Иисуса Христа. Бог желает от нас слов и дел для демонстрации нашей принадлежности Христу. Вопросы: |
|