ИСКУПЛЕНИЕ И ВЫКУП
Тема искупления от греха и смерти присутствовала в вечном замысле Божьем от начала. Наши прародители Адам и Ева были благословлены возможностью общаться с ангелами и наслаждаться не имеющей конца жизнью, проводимой в мире и спокойствии посреди превосходного Едемского сада.
Поскольку Бог, их Творец и Создатель, даровал им жизнь и саму возможность быть живыми существами, Он имел право поставить определенные условия, от которых зависела бы продолжительность этой самой жизни. Бог ожидал от человека послушания и исполнения Его предписаний, и осознания Его доброты. Господь подготовил вполне практическое испытание, дав человеку весьма нехитрый закон, согласно которому тот не должен был вкушать от дерева познания добра и зла, росшего в саду. Адаму было сказано, что если он нарушит этот закон, то непременно умрет.
Ева также хорошо представляла себе суть этого закона, но когда, однажды, она заговорила со змеем, то услышала от него, что она не погибнет, съев от плодов этого дерева. Такое утверждение выглядело совершенно противоположным словам Бога. Поступив крайне неразумно, она позволила себе поддаться желанию ослушаться Божьей заповеди. И Ева, и Адам съели запретный плод. Поскольку законом, установленным Богом, за этот проступок предусматривалось наказание смертью, то именно эта мера должна была примениться к ним. В итоге так и получилось: все три участника, виновные в нарушении Божьего закона, получили один и тот же приговор.
Божий план спасения
Перспектива умирающей человеческой расы, казалось, превращала в неудачу весь Божий замысел о создании людей, способных по своей доброй воле правильно реагировать на Божьи пути и Его характер. Именно так оно и получилось бы, если бы Господь не предусмотрел возможности и способа искупления мужчин и женщин из той печальной ситуации, в которую они попали.
Наше особое внимание в этом смысле привлекают несколько слов, произнесенных при озвучивании приговора змею. Этот приговор выглядел следующим образом: "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3:15).
Никто иной как змей - реальное животное из числа созданных Богом, - соблазнивший наших прародителей к преступлению, представляет здесь грех как принцип непослушания Богу. Та категория людей, которые станут жить и поступать на основании этого принципа, называются "семенем змея". Семя женщины, напротив, - это другая группа людей, которые станут стремиться исполнять Божью волю. Неизбежно должно было возникнуть столкновение между этими двумя классами людей и их взглядами, что и было предсказано следующими словами: "и вражду положу между… семенем твоим и между семенем ее".
Фраза "оно будет поражать тебя в голову" описывает, как один из потомков жены нанесет смертельный удар змею, от которого тот погибнет. Это означает, что грех, который символически представляет собой змей, прекратит своё действие и существование. Примечательно, что именно такое событие описывается схожими словами в Новом Завете: "Он же [Христос] однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею" (Евр. 9:26); "Он явился для того, чтобы взять грехи наши" (1Иоан. 3:5). Апостол Иоанн, хорошо понимая символическое значение событий, описанных в третьей главе Книги Бытия, так говорит в своем послании: "Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" (ст. 8).
Эти отрывки указывают, конечно же, на великий труд по искуплению, совершенный не ведавшим греха Господом Иисусом посредством принесения Себя в жертву и осуждения греха через распятие. Сей победоносный Спаситель, хоть и претерпел укус в пяту от змея, был воскрешен своим Отцом к жизни и бессмертию на третий день. То, что грех и смерть проникли в мир, по большому счету не означало полного провала Божьего замысла, потому что Господь предусмотрел способ искупления тех, кто станут "семенем жены" и кто в своей земной жизни уверуют в Него и будут служить Ему. Они будут награждены вечной жизнью и освободятся от греха, получив возможность всегда быть со своим Искупителем Господом Иисусом Христом и с его Всемогущим Отцом. Все достигшие такого чудесного начала новой жизни весьма уместным образом могли бы объединить свои голоса в песни, обращенной к их Искупителю и содержащей такие слова: "Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле" (Отк. 5:9,10).
Искупление народа
Несколько иное искупление было совершено, когда потомки Авраама освободились от рабства в земле египетской. Они пришли в Египет во дни Иосифа с тем, чтобы найти себе пищу во время разгоревшегося голода в Ханаане. Будучи благословлены Богом, они расплодились в Египте до такой степени, что египтяне стали бояться дальнейшего роста их численности и решили сделать из них рабов. Рабство, в котором они оказались, было тяжким: "Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам… и делали жизнь их горькою от тяжкой работы" (Исх. 1:13,14). Израильтянам не светило ни малейшего послабления, ни освобождения от своих страданий, но в это время Господь Бог воздвиг Моисея, который, будучи орудием в руках Всевышнего, спас народ Божий от рабства. Это освобождение стало возможным только после десяти казней, посланных Богом на египтян, причем последняя из них привела к гибели всех первенцев мужского пола.
Для того, чтобы первенцы израильтян, находившиеся в Египте перед свершением десятой казни, не разделили участь египтян, Моисею было повелено, чтобы израильтяне совершили пасху Господню. Во время исполнения повеления о пасхе необходимо было нанести кровь заколотого агнца на косяки и перекладину дверей дома, так чтобы ангел, творящий Божье наказание, мог отличить жилища верных и послушных израильтян и пройти мимо них. На протяжении всей ночи израильтяне должны были есть испеченную на огне пасху, а рано поутру им нужно было подготовиться к незамедлительному выходу из этой земли. Наконец, ночь освобождения наступила, и во время её все первенцы мужского пола из числа египтян были поражены смертью. По всей земле египетской пронесся великий вопль, а затем египтяне поспешно выдворили израильтян из своей страны, боясь того, что еще могло бы произойти, если бы они и после этого оставили их у себя в рабстве (12:31-33).
Нетрудно представить себе, какую радость должны были испытывать израильтяне, покидая египетскую землю свободными людьми, готовыми начать путешествие в Обетованную Землю. Перед ними оставалась еще одна преграда, которую нужно было преодолеть - Чермное море. Посредством чудесной силы Божьей посреди воды образовался сухой проход, по которому все смогли перебраться на противоположный берег. Египетская армия, бросившаяся было догонять по этому проходу своих недавних рабов, погибла в вернувшихся на свое место водах. Этим чудесным освобождением народ Израилев был обязан своему Богу, который спас его столь изумительным образом. С этого момента Он, Господь Бог, стал считать израильтян Своим собственным народом.
Пасха и искупление
Как уничтожение змея превратилось в символ, под которым понимается устранение греха, так пасха используется апостолом Павлом в качестве предвестника избавления от греха, которое было достигнуто нашим Господом Иисусом. Он пишет: "Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1Кор. 5:7). Принципы, на которых основывается пасха, объясняются в послании апостола Павла к Римлянам, где он утверждает, что когда уверовавший в Иисуса Христа человек принимает крещение, то он символически освобождается из рабства греха посредством символической же смерти. После этого он может начать новую жизнь в вере и праведности (6:12-18). Эта новая жизнь сравнивается с путешествием к Царству Божьему, или в Обетованную Землю, из которой Господь Иисус будет царствовать над всем миром.
Искупление по Закону
Исход Израиля из Египта позднее был назван Моисеем искуплением: "Вывел вас Господь рукою крепкою и освободил [в оригинале padah - искупил] тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского" (Втор. 7:8). Таким образом, неудивительно, что это искупление, наряду с другими событиями из истории Израиля, подлежало увековечиванию в Законе Моисеевом посредством целого ряда предписаний и повелений. Например, за каждого первенца мужского пола, рождавшегося у израильтян и достигавшего возраста одного месяца, необходимо было принести священнику пять сиклей серебра, чтобы младенец мог продолжать жить в обществе Израиля (Чис. 18:16). Подобный закон вступал в действие и во время переписи, когда исчислению подлежали мужчины старше двадцати лет: "Пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу… полсикля приношение Господу" (Исх. 30:12,13). Эти полсикля серебра назывались "серебром выкупа" и использовались на служение в скинии (ст. 16). Согласно этим законам, искупление основывалось на денежных операциях, которые, в случае их исполнения, позволяли совершавшим их оставаться в живых. Они, однако, не обеспечивали полного избавления от смерти, рано или поздно наступающей для всех людей. Апостол Петр, возможно, хотел отразить эту мысль, когда писал следующее: "Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни… но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца" (1Пет. 1:18,19). То, что никакие деньги не помогут человеку откупиться от смерти, ясно утверждается в Псалме 48:8,10 - "Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него… чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы".
Искупление от смерти
Как мы могли видеть из первого послания Петра, Бог предусмотрел искупление от могилы посредством крови Христа. Об этом в нескольких местах уверенно свидетельствует и Ветхий Завет. Например, в Псалме 48 мы читаем: "Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня" (ст. 16). И в Ос. 13:14 Бог утверждает со всей категоричностью: "От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?" В этом поэтическом описании победы над рабством греха и смерти Бог словно "обнажил святую мышцу Свою" (Ис. 52:10) с тем, чтобы сделать искупление возможным для праведников. Апостол Павел благодарит Бога за то, что эта победа над грехом была достигнута чрез нашего Господа Иисуса Христа (1Кор. 15:57).
Выкуп
Согласно общему определению, содержащемуся в словарях, "выкуп - это деньги или иное выражение стоимости освобождения узника". Когда Бог определил вид и размер выкупа в Своем законе, то такой выкуп являлся вполне уместным и справедливым. Наше искупление от греха и смерти чрез Господа Иисуса Христа, однако, достигается, согласно Писанию, посредством Его драгоценной крови. Иисус назвал Своё жертвенное подношение "выкупом за многих" (Мат. 20:28). Когда мы рассматриваем эту огромную цену, "уплаченную" в качестве выкупа из тьмы могилы, то мы можем испытывать лишь чувство огромной благодарности за то, что это стало возможным. С иной точки зрения, случается так, что беспринципные негодяи могут заключить невинного человека в тюрьму ради того, чтобы потребовать от него денежного выкупа за освобождение из нее. Подобное может произойти даже по прямому действию официальных представителей режима, при котором такие схемы могут иметь место. Если бы нам случилось оказаться в такого рода ситуации, то как мы должны были бы поступить? Можем ли мы принять предложение друга, который захотел бы заплатить за нас денежный выкуп? Почему бы нет? Господь Иисус предупредил Своих учеников, что придет время, когда подобные вещи будут происходить с Его последователями: "Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет" (Лук. 21:16-18). В другой раз Иисус повелел Своим ученикам: "Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой" (Мат. 10:23). Это означает, что во всех случаях, когда только возможно избежать преследования, нужно к этому предпринимать меры.
Узник, подвергающийся преследованию и имеющий возможность освободиться в случае уплаты определенной суммы денег, попадает в эту категорию. Это то самое "облегчение", о котором говорится в 1Кор. 10:13. Нас отнюдь не призывают становиться мучениками ради самого мученичества. Необходимость вопроса, который Иисус задал в ходе разговора о законности того, чтобы "делать добро" и "спасать жизнь", возникла в тот момент, когда Иисусу предоставилась возможность освободить калеку от его немощи (Лук. 6:9). Иисус пожалел несчастного.
Апостол Павел в темнице
Мы можем посчитать, что у нас есть убедительный пример в случае с апостолом Павлом, который, находясь в темнице, имел возможность получить свободу после того, как заплатил бы деньги римскому прокуратору Феликсу. Лука пишет: "Притом же надеялся он [Феликс], что Павел даст ему денег, чтобы отпустил его" (Деян. 24:26). Но Павел не стал делать этого.
Здесь необходимо помнить, что Павел был заключен под стражу ради его собственной безопасности. Клавдий Лисий, римский военачальник в Иерусалиме, написал письмо Феликсу, которое многое проясняет. Вот два отрывка из него: "Сего человека Иудеи схватили и готовы были убить; я, придя с воинами, отнял его… А как до меня дошло, что Иудеи злоумышляют на этого человека, то я немедленно послал его к тебе" (23:27,30).
На протяжении всего времени пребывания Павла в заключении, Феликс обращался с ним крайне учтиво, что было удивительным: "А Павла приказал сотнику стеречь, но не стеснять его и не запрещать никому из его близких служить ему или приходить к нему" (24:23). Позднее Павлу даже предоставили возможность выступить с защитной речью перед царем Агриппой, во время которой он смог вновь свидетельствовать о своей вере в Господа и Учителя Иисуса Христа.
Нетрудно видеть, что случай Павла стоит особняком и весьма отличается от тех примеров, когда заключение под стражу является следствием желания выбить из жертвы деньги. Стремление Павла остаться под укрытием тюремных стен вполне можно понять.
Вывод
Чего бы ни довелось нам испытать в своей жизни, какие бы трудности не выпали на нашу долю, какое бы противодействие нам не пришлось преодолевать, чрезвычайно утешительным будет знать то, что, согласно Божьему искупительному замыслу, за наше освобождение из-под власти могилы был уплачен бесценный выкуп.
Мы уже сейчас можем радоваться новой грядущей жизни, в которой не будет искушения творить всё то, что неугодно Богу и что противоречит Его законам, при условии, что мы будем найдены достойными "в день оный". Это будет новая жизнь, длящаяся на протяжении бесконечных веков и протекающая в общении с возлюбившим нас Господом Иисусом и Его Отцом - Всемогущим Создателем неба и земли.