Христадельфиане - официальный сайт

НАДЕЖДА ДЛЯ БЕЗНАДЕЖНОГО МИРА

Чудесное послание Библии

В наши дни новости, которые мы узнаем из газет и по радио, неизменно вызывают чувство тревоги. Наш мир раздирается борьбой - борьбой между администрацией и рабочими, борьбой между политическими партиями, борьбой между народами. Нашему миру угрожает множество проблем: голод, увеличивающееся загрязнение земли и вод, в нем постоянно присутствует насилие; социальные проблемы ведут к росту преступности и переполнению тюрем, к увеличению количества больных, многие из которых попадают в больницы из-за психических стрессов; и, наконец, количество жертв наркомании и алкоголизма неизменно увеличивается. Все это отягощено расширяющимся мировым экономическим кризисом, несущим рост безработицы и дающим мало надежд на реальные перемены. Развивающиеся страны попали в долговую кабалу к крупным мировым банкам (главным образом американским и западно-европейским) с потрясающей суммой долга в 630 миллиардов долларов без каких-либо надежд на выплату его.

Всемирная тревога 20-го века

Еще одна особенность современного мира наглядно демонстрирует неспособность национальных правительств найти реальное решение проблем. Если бы пришелец с другой планеты прибыл для исследования на Землю, он обнаружил бы человеческий род, разделенный на нации, требующие охраны своей особой индивидуальности и тратящие ежегодно фантастические суммы на производство или покупку вооружений и обучение их использованию. Мировые расходы на вооружение составляют около 1 триллиона долларов каждый год. Если бы наш инопланетянин спросил национальных лидеров: "Зачем вы делаете это?", ему бы ответили: "Для защиты". А если бы он поинтересовался: "Защиты от кого?", то пришелец узнал бы, что все это происходит из-за страха перед другими народами. Иными словами, народы тратят огромные суммы денег ежегодно на создание оружия запугивания и уничтожения, потому что они не могут доверять друг другу. В этом и состоит суть проблемы. И никто не знает, как это остановить! И нет никакой надежды решить проблему немедленно. В настоящее время разработка ядерного оружия продолжается… Неудивительно, что чувство пессимизма так широко распространено сегодня. Вот каков этот "прогрессивный" и "цивилизованный" 20-й век.

Столетие назад

Сто лет тому назад в мире царила совершенно другая атмосфера. Девятнадцатый век был веком оптимизма, веком ускоренного развития в различных областях. Рост научного познания привел к впечатляющему техническому прогрессу, проявившемуся в различных изобретениях. Промышленное производство выросло и принесло с собой увеличение благосостояния людей. Образование стало доступным для всех слоев общества, и многие предсказывали важные изменения. Утверждалось, что благодаря тому, что люди станут более образованными, они будут больше предаваться занятиям прекрасным, наслаждаясь литературой и искусством, в частности музыкой и живописью. Результатом этого станет улучшение моральной атмосферы в обществе. Улучшение взаимоотношений между людьми принесет в конце концов мир на планету. Государственные деятели обещали новый социальный порядок в правосудии и равенство для всех. Когда богатство будут лучше распределяться, люди станут более состоятельными и изживут тем самым зависть. "Устраните бедность, и вы устраните преступность", - было одним из лозунгов прошлого века. Так как лучшие силы человеческого разума получат развитие, будет сохранен мир между народами. Церковных лидеров объединяла уверенность, что постепенно все нации примут "Христово Евангелие". Проповедь завоюет мир.

Каким же шоком стали события "этого дикого двадцатого века" (Уинстон Черчилль). Мечта увяла под ударами двух мировых войн и перед угрозой нового и более смертоносного оружия. Сторонник эволюционного развития Герберт Уэллс выразил свою утрату иллюзий в двух книгах, вышедших в конце его жизни: "Разум, доведенный до предела" и "Судьба Хомо Сапиенса". В них он утверждает, что нет надежды на человеколюбие: "Нет ничего, кроме мрака". И это было заявлено в 1945 году, до того как была взорвана первая атомная бомба. Надежды человечества оказались бесплодными. Сперва была оставлена вера, что христианская религия объединит мир. Потом не оправдали себя ожидания, что политический прогресс и результате развития демократии принесет мир. Затем оказалась тщетной надежда, что наука будет средством изменения мира в лучшую сторону; научные изобретения стали опасным обоюдоострым оружием. Не остается никакой реальной надежды, что мир изменится.

Источник надежды

Существует один источник, который никогда не вводил нас в заблуждения, поощряя ложные ожидания. Это - Библия. На всем своем протяжении Библия говорит, что история человечества завершится великой кульминацией, часто называемой кончиной века" или "последними днями". Отдельные места Библии впечатляюще рисуют события, которые произойдут в эти последние дни". Одно из наиболее ярких и замечательных описаний этого можно найти в 21 главе Евангелия от Луки, Ученики спросили Иисуса, что будет признаком Его Пришествия (имеется ввиду возвращение Христа на землю) и "кончины века" (Матфея 24:3). Иисус отвечает им описанием того, что Его ученики испытают после Его вознесения на небо. Он предвещает, в частности, еврейскому народу:

"…и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников" (Луки 21:24).

Это - наиболее замечательное пророчество, заключенное в одном стихе. Рассмотрим, что оно означает:

Другими словами, это замечательное пророчество Иисуса свершилось в наши дни. Насколько важно тогда должно быть то, что Он сказал потом:

"И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются" (Луки 21:25 - 26).

Это - поразительная картина мира, охваченного страданиями. "Ах, - скажут некоторые, - это не буквально, а фигурально. Убедиться в этом нетрудно: достаточно лишь взглянуть на упоминание солнца, луны, звезд, моря, сил небесных". Очень хорошо. Позвольте нам убрать из слов Иисуса все, что только может быть фигуральным, и попытаемся прочесть то, что осталось:

"…на земле уныние народов и недоумение… люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную…".

Это уже не фигуральное описание. Это ужасающе буквально. Это о народах и людях, страхе и недоумении перед лицом ужасных событий. Замечательно, что слово "вселенная" - в буквальном значении "земля обетованная" - не несет ничего фигурального. "Недоумение" может быть осмыслено как "стать в тупик".

Теперь трудно избежать вывода, вытекающего из этой части речи Иисуса: во времена, когда господству других народов над Иерусалимом придет конец, человечество испытает распространившиеся по всей земле уныние, страх и недоумение; и именно это происходит на наших глазах.

Столетие назад мудрейшие из людей обманулись, указав направление мирового развития следующего века (нашего времени). Они заблуждались всецело. Но Иисус, говоривший почти 2000 лет назад, дает нам верную картину хода событий, и это запечатлено в Библии. Библия несет истину об этом жизненно важном вопросе для будущего человечества; в то время, как наиболее образованные люди прошлого века были совершенно неправы. Давайте запечатлим этот факт в наших умах, помня о нем во время дальнейшего рассмотрения вопросов подобного рода

Мировая проблема

На протяжении столетий проблемы мирного сосуществования народов, населяющих нашу землю, носили скорее местный характер. Поддержание добрых отношений между соседними странами было основой существовавшего равновесия и мира (хотя и это не всегда удавалось. Но со временем эти проблемы усиливались и за последние 50 лет еще более обострились. Наконец-то люди стали осознавать, что проблемы человеческого общества на земле не являются ни национальными, пи региональными. Это - мировые проблемы.

Первым серьезным шагом на этом пути было учреждение Лиги Наций в 1919 г. как осознание ужасающих событий Первой Мировой войны (1914 - 1918). Народы брали на себя обязательство решать все разногласия мирным путем, а не военным. Фактически, Лига взяла за основу действий слова из Библии: "Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Исаия 2:4). Надежды были огромные, но ровно через 20 лет они были разбиты вдребезги двумя военными диктаторами: Муссолини в Италии и Гитлером в Германии. Ужасы Второй Мировой войны (1939 - 1945) обострили чувство срочной необходимости контроля на планете. Результатом этого было рождение Организации Объединенных Наций. Тем не менее, эта организация основывалась скорее на благочестивых надеждах, чем не жизнеспособном оптимизме. Доказательством этому служит сама история ООН, изобилующая бессильными попытками предотвратить военные конфликты, когда какая-нибудь сверхдержава преследует свои цели.

Очевидно, необходима такая власть, которая сможет решать проблемы между народами, заставляя непокорных подчиняться общественным интересам; власть, которая будет контролировать военный потенциал, несущий огромную угрозу человеческой жизни на земле; власть, которая будет решать вопросы общемирового масштаба, такие как голод и загрязнение окружающей среды. Идея единой власти для всей планеты лежала в основе широко пропагандируемой в 50-е годы теории "Мирового правительства". Здесь уместно вспомнить, что осознание того, что общечеловеческие проблемы требуют мирового решения, пришло в последние 50 лет. И это не вселяет большого оптимизма.

Бертран Рассел, создавший в 50-е годы серию радиопередач о "мировом правительстве", говорил, что, если человечество не создаст систему мирового контроля, обладающую достаточной властью, оно погибнет через 50 лет. "Я очень опасаюсь, что оно погибнет", - добавлял он. Отвечая на вопрос: "Что вызывает Ваши опасения?", он говорил: "Анархические страсти людей", то есть неспособность контролировать свои желания. Годы, прошедшие после этого высказывания, не принесли человечеству особых надежд.

Но все-таки есть надежда для нас. Существует источник, который с самого начала рассматривал жизнь людей на земле как мировую проблему, требующую мирового решения. Этот источник - Библия. Библия говорит, что человечеству была дана власть управлять делами земными, но только на короткое время. Когда придет "кончина века", люди будут устранены от управления миром, "ибо Господне есть царство, и Он - Владыка над народами" (Псалом 21:29). Когда царство Господне установится на земле, "поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему" (Псалом 71:11). И "тогда земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море" (Исаия 11:9). Таким образом, мировая проблема, которую Библия предвидела с самого начала, получит мировое решение - единственно верное решение.

Как авторы Библии, писавшие порой более 2500 лет назад, знали это, когда только 100 лет назад наиболее образованные люди ошиблись в своих предсказаниях будущего на земле? Как такое возможно? Вновь мы попросим читателя запечатлеть в создании эту идею, помня о ней во время дальнейшего анализа.

Необходимость в лидере

Толпа никогда сама не создавала прочных ценностей. Они создавались благодаря появлению лидеров, которые побуждали и вели остальных к достижению желанных результатов. Одним из наиболее ярких примеров является история рабства в Британской империи в 19 веке. Парламент обсуждал этот вопрос неоднократно, но воздерживался предпринять какие-либо шаги, чтобы уничтожить рабство. Уж слишком большую прибыль приносили сахарные плантации на Ямайке. И только благодаря более чем тридцатилетним усилиям Уилберфорса и его товарищей Парламент склонился к положительному решению вопроса. Без лидера в этом случае ничего не было бы достигнуто.

Таким образом, мир срочно нуждается в выдающемся вожде, способном вывести все народы из настоящего кризиса. Но где же он? Способен ли какой-нибудь из современных государственных лидеров получить всемирную поддержку? Кто он? Президент США? Премьер-министр Великобритании? Один из сидящих в Кремле? Премьер-министр Франции? Рассматривая эти кандидатуры, необходимо осознать абсолютную несостоятельность этих политиков в решении поставленной задачи. Не существует ни одного политического лидера, который мог бы получить поддержку всех народов, необходимую для выполнения великой задачи - изменения существующего положения дел на планете. А без надлежащего лидера это практически невыполнимо. И вновь необходимо отметить, что осознание этого пришло только в последние годы, когда стали отчетливо видны мировые масштабы, проблемы.

Насколько замечателен тот факт, что Библия предвидела эту проблему. Приход лидера, способного повести народы к миру и справедливости, был отчетливо предсказан в Библии. Мы можем обнаружить это в речи Павла к Афинянам в 17 главе Деяний Святых Апостолов. Он начал с того, что поведал Афинянам, что они не знали единственно верного Бога, который есть "Господь неба и земли" который "от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли", Веками люди поклонялись идолам, но эти "времена неведения" подошли к концу. "Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться". Затем Павел провозглашает Евангелие:

"…ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых" (Деяния 17:31).

Общая идея сказанного отчетливо видна: "Божьей волей установлен день, когда Он будет править (что вытекает из понятия "судить") миром. Здесь вновь слово "вселенная" используется в значении "земля обетованная". Это - практическое руководство для всех народов на земле: они должны подчиниться власти Царя, который будет править в справедливости - и как им это необходимо! И исполнит все это по воле Божьей никто иной, как тот, кто воскрес из мертвых - Господь Иисус Христос.

Великий Лидер

Давайте задумаемся на мгновение о том, что все это значит. Иисус Христос, Божественно предопределенный правитель мира, предстает перед нами на страницах Библии во всем Своем величии. Во всем, написанном о Нем, постоянно присутствует преданность правде и неприятие любой лжи или обмана. Он милосерден к товарищам Своим и полон сострадания к беспомощным и безнадежным. Во всем, что Он говорит и делает, постоянно присутствует моральное мужество, непоколебимое перед противниками или даже насилием, самоотверженная преданность благоденствию всего человечества, которая приводит Его к смерти на кресте. Своими поступками Христос показывает, что Его жизненным принципом является воздаяние хвалы Богу и повиновение Его воле. Короче говоря, Иисус из Назарета, являющийся одновременно и Иисусом Сыном Божиим, предстает наиболее замечательной фигурой во всей истории человечества.

Возможно ли найти более прекрасного лидера, который выведет человеческий род из греха и порока на мирный и праведный путь пред лицом Бога и всех людей? Кому другому можно было бы доверять более в принятии верных решений? Но во всей полноте Библейское пророчество о лидере может быть оценено только через осознание того, что Он воскрес из мертвых, обретя жизнь вечную. В отличие от любого другого правителя, смерть над Ним не властна. Правители людские со временем исчезают со сцены и должны быть замещены. Кто может знать, что новый правитель будет лучше или хуже предшественника? Но в случае с Иисусом этой трудности просто не существует. Он живет навеки и никогда не будет нуждаться в преемнике. Более того, Он обладает всею силою, необходимой, для того, чтобы Его справедливым намерениям не могли ни помешать, ни угрожать злые люди. Он Сам сказал Своим ученикам после воскресения, перед вознесением на небо: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Матфея 28:18).

Какое чудесное решение, ведущее к облегчению страданий людей! Не просто приход лидера, а того, кто обладает всем необходимым для решения проблем современного мира: справедливым для всех правлением; силою, чтобы осуществлять его, подчиняя злых людей. Правление не завершится смертью Лидера, который наделен чертами милосердия, сострадания и праведности - качествами, которые так необходимы для решения современного мирового кризиса. Библия предсказывала приход Лидера, у которого будут эти качества, 2000 лет назад.

Библейское пророчество

Как это возможно? Как Библия смогла столько лет назад предвидеть отчаянное положение современного человечества, мировую природу этой проблемы и необходимость лидера, наделенного вечной жизнью и властью, в то время, как об этом не говорит ни одна другая древняя книга вне зависимости от времени написания, народа или цивилизации, создавших ее?

Существует только один ответ на этот вопрос: кто-то должен был знать с самого начала, какие условия и потребности возникнут со временем. Но также очевидно и то, что никто из людей не мог обладать этими знаниями, ибо это было бы отражено в их книгах. Этими знаниями обладал Бог, и Библия на самом деле является Его Словом для человечества.

Сказанное подводит нас к тому, что нам необходимо относиться к Библии чрезвычайно серьезно. Ибо, если сегодняшние события Библия верно предсказала века назад, справедливо ожидать верности в предсказании событий, которые еще не наступили. Здравый смысл подсказывает, что мы должны обратить самое серьезное внимание на то, что Библия говорит о будущем земли и человечества.

Первые приверженцы Христа

Без сомнения, первые приверженцы Христа - Апостолы и те, кто поверил их проповедям - верили, что Иисус лично вернется на землю, чтобы исполнить Божью волю для народов. Во многих местах Нового Завета отчетливо выражена эта идея. К примеру, Сам Иисус после описания состояния уныния, страха и недоумения, которые придут на землю обетованную, немедленно добавил:

"и тогда увидят Сына человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великой" (Луки 21:27).

"Сын Человеческий" - так часто называл Иисус себя самого. Заметьте, Его приход на землю, находящуюся в унынии, не пройдет незамеченным. Его пришествие будет впечатляющим с силою и славою великою". Кроме того, Апостолы, стоявшие на горе Елеон и бывшие свидетелями вознесения Иисуса на небо, услышали следующее послание:

"Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деяния 1:11).

Буквальный характер этого заявления невозможно отрицать. Придет тот самый Иисус, которого они узнали после Его воскресения. Его возвращение будет таким же, как Его восхождение на небо. Как Он вознесся, так Он и придет. Отсюда. проповеди и записи Апостолов в Новом Завете отчетливо выражают это ожидание. Мы уже видели это в одном отрывке из Деяний Святых Апостолов (глава 17), где Павел проповедует, что Иисус будет правителем народов. Послания Апостолов также часто упоминают о возвращении Христа на земле. Оба послания Павла к Фессалоникийцам содержат подобные ссылки в каждой главе. Приведем пример одной из них:

"Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева" (1-е Фессалоникийцам 1:9 - 10).

Апостол Петр вскоре после вознесения Христа на небо призывает жителей Иерусалима к покаянию, говоря им:

"Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладить грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века" (Деяния 3:19 - 21).

Это потрясающая декларация того, что Бог намеревается свершить на земле. Давайте разберем внимательно, что говорит Петр. Оставим на минуту вопрос покаяния и отпущения грехов, который заслуживает отдельного толкования. Заметим, что в призыве Петра присутствует надежда на будущее: "времена отрады… времена совершения всего" должны прийти. Но прийти откуда? "От лица Господа", - говорит Петр, другими словами, не по воле людей, но с помощью силы Божьей. Каким же образом эти времена отрады придут? "Да пошлет Он (Бог) предназначенного вам Иисуса Христа", - говорит Петр поразительно короткое время спустя после вознесения Христа на небо. Но не останется Он там навеки. ""Небо" принимает Его только "до времен совершения всего". Общая идея видна довольно отчетливо. Новые времена "отрады" и "совершения" на земле придут, когда Бог пошлет Своего Сына назад в подходящий Его целям момент. Таким образом, личное возвращение Христа стало существенным моментом в проповедях Апостолов, что мы отчетливо прослеживаем в книгах Нового Завета.

Ценность пророчеств

В послании Петра мы можем обнаружить еще один чрезвычайно важный момент. "Времена совершения всего" были уже описаны: "говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века". На что Петр ссылается здесь? Ответ на этот вопрос не вызывает никакого сомнения. "Пророки" были избранными мужами, через которых Бог говорил Своему народу в Ветхом Завете. Писания пророков существовали во времена Петра; они существуют и в наше время в книгах Ветхого Завета. В них, говорит Петр, вы обнаружите то, что было уже показано Богом. Поэтому, открывая пророчество Ветхого Завета о том, что Бог намеревается совершить на земле и среди народов, населяющих ее, мы не теряем нашего времени даром, говорит Петр.

Что же пророчества говорят нам? Главная идея, облеченная во множество очаровательных деталей, состоит в том, что история человечества, несмотря на ее противоречия, находится под контролем Бога. Он даровал людям власть на земле, но даровал не навсегда. Люди станут развращенными, это будет показателем того, что они не способны ни управлять собой, ни сохранить мир от разрушения. Настанет время, когда Бог вмешается в человеческие дела. Его властью будет установлено Его собственное правление на земле, несущее справедливость и мир между народами, основывающееся на почитании Его имени.

Наиболее простой и обстоятельный пример этого содержится во второй главе пророчества Даниила. Вавилонский царь Навуходоносор видит во сне огромного истукана, сделанного из разных металлов: голова из золота, грудь и руки из серебра и т. д, Затем он видит, что камень упал на ноги истукана и раздробил его в прах, а затем сам, сделавшись великою горою, наполнил землю. Пророк Даниил объясняет значение этого. Огромный истукан воплощает царства людские; золотая голова представляет Вавилонскую империю, управляемую царем Навуходоносором; остальные части истукана представляют различные царства, возникшие после Вавилона. Не так трудно увидеть, что это пророчество о возникновении и падении империй: Персии, Греции и Рима. Последнюю ступень эволюции представляют ноги истукана, сделанные из железа, смешанного с глиной. Они символизируют "немощный" период, когда народы "не сольются один с другим". Это выдающееся пророчество о разделенных государствах народов Европы, начиная с падения власти Рима в 5-м веке н. э.

Камень, ударивший в ноги истукана (разделенные государства), разрушает их: Империи людские ниспровержены и замещены камнем, который "сделался великою горою и наполнил всю землю (Даниил 2:35). Затем Даниил объясняет значение этого последнего события:

"И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно" (Даниил 2:44).

А завершает Даниил такими словами:

"…ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его" (Даниил 2:45).

Мы настоятельно рекомендуем читателю самостоятельно разобрать вторую главу книги Пророка Даниила. Общая идея прослеживается довольно отчетливо: "человеческие" империи будут возникать и исчезать; их будут заменять "национальные" государства, соперничающие друг с другом. Но придет день, когда Бог небесный заберет власть у них и создаст Свое царство на земле. Это царство будет стоять вечно. Послание Даниила предзнаменует учение Нового Завета о пришествии Христа на землю, чтобы править ею для Бога (Перечитайте Деяния 17:31).

Из этого пророчества Даниила следует, что мир, безопасность и благосостояние человечества будут достигнуты не с помощью людской философии и социальной теории, не через политические договоры и союзы, не через научное развитие и какие-либо другие формы "человеческого прогресса". Они придут через непосредственное вмешательство Бога в людские дела, когда Он возвратит Своего Сына, который будет править для Бога. Это произойдет во время всемирных бедствий и страха и спасет человечество от угрозы самоистребления.

Царство будущего

Каким станет мир после пришествия Христа на землю и восстановления влияния Бога? Пророки могут сказать нам много важного. Рассмотрим один пример. Вторая глава книги Пророка Исаии начинается с замечательной картины, описывающей народы, живущие в мире во время правления, Бога. "В последние дни" все народы признают власть Господа:

"И пойдут многие народы и скажут: прийдите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева" (Исаия 2:3).

Зачем должны они делать это? В чем причина этого необычного согласия? Пророк продолжает:

"…и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима" (Исаия 2:3).

Таким образом, новым центром мировой власти должен быть Иерусалим, откуда будет исходить правление над народами. Но каким будет результат правления Божьего?

" И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Исаия 2:4).

Господь установит Свою власть над народами, которые не будут больше растрачивать свои силы и ресурсы на создание вооружений. Напротив, они посвятят себя возделыванию земли для своей же пользы. Исаия завершает это свое пророчество возвышенными словами, которые часто повторялись с чувством смутных надежд в периоды между народных смут:

"Не поднимет народ на народ меча, - и не будут более учиться воевать".

Эти слова были девизом Лиги Наций в 1920-е годы, деятельность которой оказалась безуспешной. Чувство идеализма не было долговечным. После Второй Мировой войны создатели Организации Объединенных Наций не посмели воскресить этот девиз. Последующие события подтвердили, что они были правы.

Но Слово Божье говорит нам, что мир между народами и прекращение войн в конце концов придут на землю. Это единственное послание надежды для всего мира.

Общий вывод

Давайте подведем итог сказанному. Мудрейшие из людей даже в недалеком прошлом не смогли предвидеть мировые масштабы грядущих проблем, которые поставили человечество в тупик. Они пророчили мир, но пришла война. До сего дня у них нет политики или плана, способных искоренить раздоры между народами, и никакой силы, способной подчинить непокорных. У них нет лидера, способного воздействовать на народы, направляя их по пути решения мировых проблем. Они охвачены духом безнадежности. У них нет никакого решения. Но авторы книг Библии предвидели это. Они предсказывали грядущее уныние, недоумение и страх в мировом масштабе. Они провозглашают, что у Бога есть план для земли и для человеческого рода. Сначала в пророчествах, написанных за века до Христа, затем в Евангелии Нового Завета они описывают личность и качества того, кто избран взять правление над миром для Бога. Он изображен как идеальный Правитель, способный принести реальное решение мировых проблем, которые угнетают человечество в ХХ веке. Все это было написано сотни лет назад, но абсолютно верно отражает современные проблемы.

Как такое возможно? Существует только одно разумное объяснение: ни один из людей не способен знать всего того. Но если Бог является вдохновителем Библии, если Его слуги творили Его словами, как утверждали сами авторы книг Библии, то все становится понятным. Тогда нам открывается простая истина: в мире не существует ни одной другой книги, подобной Библии. В мире не существует ничего, что более заслуживает и требует нашего искреннего внимания.

"Что это значит для меня?"

Читатель может возразить: "Вы говорите о народах мира, а какое отношение это имеет ко мне?" Вполне уместный вопрос. Безусловно, каждый из нас беспокоится о собственной судьбе.

Библия так же отчетливо и точно говорит о будущем отдельных людей, как и о мире в целом. Она анализирует наше положение, показывает, что является источником зла, которое приносит страдания человечеству, учит нас, как мы можем направить нашу жизнь на службу Богу, открывает нам великое будущее, в котором мы можем принять участие во всемирном царстве, которое установит Иисус Христос. Эти вопросы чрезвычайно важны и не могут быть рассмотрены в короткой статье. Они, безусловно, заслуживают отдельного изучения. А пока утешимся следующей мыслью: Бог всегда заботится о том человеке, который серьезно относится к Его словам. Задумаемся над словами короткого отрывка, адресованного 700 лет до Христа правоверным израильтянам, которые были глубоко обеспокоены развращением в их народе. Бог говорит о том, что Он является Творцом неба и земли:

"А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим" (Исаия 66:1,2).

Эти слова обращены и к нам. Его милосердная благосклонность всегда простирается к тем, кто сознает свою слабость и несовершенство и кто внимает Его словам в духе покорного благоговения. Чудо состоит в том, что каждое слово Бога действительно и полезно в этом запутанном ХХ веке. Давайте направим к ним наше внимание, пока еще есть время. Ибо Иисус говорил Своим ученикам: "Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Иоанн 6:63).