Существует ли Диавол?
Да, но не то абсурдное, нелепое чудовище, в которое люди верили пятьдесят и более лет назад, а некоторые в определенных церковных кругах верят и до сих пор - такого в природе нет. Не является диавол и "падшим" ангелом, как полагают некоторые. Факт, что диавол существует, не вызывает каких-либо возражений, ибо в Библии есть много упоминаний о нем. В самом деле, ведь Христу была отведена особая роль в уничтожении дел диавола: "Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" (1 Иоанна 3:8).
Апостол Павел в Послании евреям: "А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола" (Евреям 2:14,15).
Если кто-то постарается сопоставить эту цитату со старой православной идеей, ему придется столкнуться с рядом трудностей. Например, принять человеческий облик, чтобы противопоставить себя могучему, бессмертному диаволу, довольно странный способ борьбы с ним. Скорее, чтобы одержать победу, было бы необходимо иметь для этого божественную силу в полном смысле этого слова. Опять, разве не удивителен тот факт, что для уничтожения такого чудовища, каким представлен диавол, было бы необходимо иметь жизнь в самой полной и наиболее мощной ее форме.
Простой ответ на этот вопрос состоит в том, что Христос пришел уничтожить грех в Себе, прожив безгрешную жизнь в полном подчинении Богу, и Свою смерть представил перед Богом, как идеальную жертву за грех. В результате Он воскрес из мертвых для жизни вечной, показав путь, через который все человечество может одержать эту же победу. Грех и смерть, как следствие, возникли в мире из-за непослушания наших прародителей в самом начале поддавшихся уговорам змея, и только змея, а не какого-то там придуманного уже людьми диавола (Бытие 3:1-14; 2 Коринфянам 11:3).
Некоторые полагают, что диавол появился в результате восстания Ангела на небе, который был изгнан оттуда и сейчас использует свою силу, которая подобна силе Бога, чтобы противопоставить себя Ему. Все отрывки в Библии, которые использованы для доказательства этой идеи, могут быть объяснены контекстом, в котором они встречаются. Мы уверены, что они говорят совсем о другом:
- "Люцифер, сын зари", который на языке метафоры "упал с неба" является ни кем иным, как царем Вавилонским, в империю которого входили многие известные тогда народы. Посмотрите главу 14 книги пророка Исаии и сравните стихи 12-15 со стихами 4,6,16,22.
- "Херувим осеняющий", который был низвергнут с горы Божией из-за своего тщеславия, является царем Тирским - обыкновенным человеком, а не Ангелом. Посмотрите главу 28 пророка Иезекииля и сравните стихи 11-17 с стихом 2. Война на небе, в которой Михаил одержал победу над драконом, называемым "диаволом и сатаною" и низверг его на землю, есть пророческий показ в символах событий, которые произойдут в Римской империи. Сравните стих 7 главы 12 Откровения со стихом 1 главы 4 этой же книги.
Что Библия говорит относительно Диавола и Сатаны, совершенно не согласуется с идеей сверхъестественного чудовища, о чем говорят следующие ссылки:
- О диаволе сказано, что он может ввергать людей в темницу (Откровение 2:10);
- Иуда назван диаволом (Иоанн 6:70), а Петр - сатаной (Матфей 16:23);
- Женщины (жены диаконов) не должны быть клеветницы (1 Тимофею 3:11; Титу 2:3). Здесь в обоих случаях в греческом оригинале стоит слово "диавол";
- О диаволе сказано, что Он будет преследовать святых (1 Петра 5:8,9);
- Сатана будет раздавлен под ногами святых (Римлянам 16:20);
- Сатана и диавол могут сковывать людей болезнями (Лука 13:13; Деяния 10:38);
- Христос уничтожил диавола Своей смертью (Евреям 2:14).
Все эти ссылки могут быть легко и правильно поняты, если слова "диавол" и "сатана" использовать в их первоначальном, оригинальном значении. Слово "сатана" представляет непереведенное древнееврейское слово, означающее "противник". А слово "диавол" происходит из греческого слова "диаболос", означающего "лжец, враг, клеветник", и именно так переведено одним из данных значений в некоторых местах.
Имея в виду вышеперечисленные значения, можно сделать вывод, что слова "дьявол" и "сатана" используются в Библии для персонификации, то есть олицетворения. В Библии олицетворен великий противник человечества и клеветник на Бога - Грех (с большой буквы), неважно, рассматриваемого абстрактно, как принцип, или воплощенного в личности или каком-либо институте, или в бедствии в целом.
Это видно из сравнения следующих цитат из Писания:
"Грех рождает смерть" (Иаков 1:15). | "…дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола" (Евреям 2:14). |
"Он… явился для уничтожения греха жертвою Своею" (Евреям 9:26). | "…дабы смертью лишить силы… диавола" (Евреям 2:14). |
"Для чего ты положил это в сердце Твоем" (Деяния 5:4). | "Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать…" (Деяния 5:3). |
"Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью" (Иаков 1:14). | "Чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю" (2 Тимофею 2:26). |
"…действующего ныне в сынах противления" (Ефесянам 2:2). | "Дети диавола" (1 Иоанна 3:10). |
"Свергнем с себя… запинающий нас грех" (Евреям 12:1). | "…чтобы вам можно было стать против козней диавольских" (Ефесянам 6:11). |
Истина состоит в том, что Иисус разделил человеческую природу, чтобы победить ее. Преодолев все искушения плоти, Он завершил эту победу триумфом, принеся Себя в жертву за грехи всего человечества и был воскрешен Богом к новой, неувядаемой жизни. Ассоциируя себя через крещение со смертью Иисуса и Его воскресением, люди могут разделить с Ним и победу над грехом и смертью.