СОШЕЛ ЛИ ИИСУС С НЕБЕС?
Алан Хэйвард
Did Jesus Christ really come down from Heaven?
(Alan Hayward)
Перевела с английского Юля Даунс
Прочитать в оригинале можно здесь:
http://www.god-so-loved-the-world.org/english/hayward_didjesusreallycomedownfromheaven.htm
Введение
В самом начале необходимо отметить, что Господь Иисус Христос — это сын Бога. Он самое великое существо после Самого Бога. Цель этой брошюры — прославить, почтить Господа Иисуса, как подобает.
К сожалению, учение Библии о Господе Иисусе часто понимается неверно. Многие церкви действуют из лучших побуждений, чтобы почтить Иисуса, но учат тому, чего нет в Библии. Эта брошюра написана, чтобы обозначить некоторые неверные убеждения, но не из желания критиковать чью-то религию, а просто разобраться, чему именно учит Библия об Иисусе, Сыне Божьем. Только так мы сможем почтить Господа, как он того заслуживает.
«Я сошел с небес»
В названии брошюры содержится вопрос: «Сошел ли Иисус с небес?» Казалось бы, в Евангелии от Иоанна 6:38 дан ответ: «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца». Но давайте не торопиться с выводами, тема эта не такая простая, как может показаться.
Трудности возникают в том, что Иисус в этой главе использует не только буквальный язык, но и фигуральный, образный. Например, в стихе 64 используется буквальный язык: «Но есть из вас некоторые неверующие» (Иоанна 6:64). Здесь имеется в виду как раз то, о чем говорится.
Но многие стихи не такие простые. Например, «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоанна 6:53,54).
Конечно, это образный язык. Сказанное Иисусом несет в себе переносный, более глубокий смысл, и, если мы не осторожны, то можем неверно понять Иисуса.
Интересно, что неверующие евреи так и не поняли подобные выражения Иисуса, говоря: «как Он может дать нам есть Плоть Свою?» (Иоанна 6:52).
А вот выражение «Я сошел с небес» — образное оно или буквальное?
Есть веская причина считать это выражение образным. В стихе 31 этой главы упоминается то, что Ветхий Завет называет манной. Это хлеб, который Бог чудесным образом дал Своему народу, чтобы у них была пища в пустыне. «Хлеб с неба дал им есть» (Иоанна 6:31). Конечно, это образный язык, ведь не имеется в виду, что с неба сбросили вниз хлеб. Просто Бог Небесный создал хлеб на земле.
В гимне, который люди поют во время сбора урожая, припев начинается так: «Все дары вокруг нас посланы с небес». Это цитата из Послания Иакова 1:17 — «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше». Понятно, что фермеры при пении этого гимна не представляют себе, что их урожай упал с небес. Они имеют в виду, что Бог дал им урожай.
Другие образные выражения
В Библии образный язык используется для описания как вещей, так и людей. Например, «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн» (Иоанна 1:6). Но ведь Иоанн никогда не был на небесах? «Посланный от Бога» значит, что Бог поручил ему особое задание.
Подобное объяснение можно применить к стихам, где говорится, что Иисус «сошел с небес». Но есть стихи в Библии, которые можно понять так, будто Иисус когда-то жил на небесах задолго до того, как появился на земле. Например, «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Иоанна 17:5).
Данный стих надо понимать буквально или это образное выражение? Действительно ли Иисус жил на небесах прежде того, как Бог создал мир? Или же слова несут в себе более глубокий смысл? Пусть сама Библия ответит нам на эти вопросы.
Три точки зрения на Иисуса
Люди, не верящие в истинность Библии, говорят, что Иисус был обычным человеком. Они неправы, потому что Иисус был Сыном Бога. Мы не будем в данной брошюре тратить время на рассмотрение их точки зрения. Но мы рассмотрим те три взгляда на Иисуса, которых придерживаются христиане.
1. Самое распространенное мнение, что Иисус — это Бог Всемогущий в человеческом теле. Те, кто верует в это, обычно считают Иисуса вторым лицом Троицы, хотя трудно узнать у них, что именно они подразумевают под этим. Согласно их точке зрения, Иисус всегда жил на небесах, прежде чем появился на земле.
2. Вторая точка зрения распространяется Свидетелями Иеговы и несколькими небольшими сектами. Они говорят, что Иисус не Бог, но могущественный Ангел, созданный Богом задолго до того, как Он появился на земле. Они тоже говорят о том, что Иисус до своего рождения жил на небесах.
Те, кто придерживается вышеописанных точек зрения, буквально понимают стих о том, что Иисус сошел с небес.
3. Третьей точки зрения придерживаются христадельфиане и некоторые другие верующие. Они считают, что Иисус не существовал как личность на небесах до свого рождения, а стихи, говорящие о его небесной природе следует понимать образно.
Этот взгляд мы и рассмотрим в этой брошюре. И если мысль об этом вас удивляет, то, пожалуйста, наберитесь терпения и не бросайте читать. В Библии предостаточно свидетельств, подтверждающих этот взгляд.
Иисус был настоящим человеком
Иисус не был обычным, грешным человеком. Он был уникальным. Он был сыном Бога. Но несмотря на это, он был именно человеком, а не Всемогущим Богом.
И это не значит, что он перестал быть человеком, когда вознесся в своем теле на небеса. Библия учит нас думать о нем как о человеке, даже сейчас. Долгое время спустя после смерти и вознесения Иисуса на небеса, Новый Завет повествует:
«Благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих… правдою одного всем человекам оправдание к жизни… Послушанием одного сделаются праведными многие» (Римлянам 5:15-19).
«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Tимофея 2:5)
Иисус был именно человеком. Как можно сомневаться, что этому учил Новый Завет? Давайте сравним вышесказанное с тем, как англиканский священник Робинсон (Bishop of Woolwich, Dr. Robinson) в своей книге «Честный пред Богом» («Honest to God») объясняет, каким большинство христиан видят Иисуса: «Иисус не был человеком, который родился и воспитывался, Он был Богом вечно, принимая участие в маскараде. Выглядел Он как Человек, а на самом деле Он был переодетый Бог, как Дед Мороз».
Многие церкви обижаются на сравнение с Дедом Морозом, но в остальном соглашаются, что описание учения церкви является правильным. Если бы Иисус был Богом, или даже могущественным Ангелом, то он никогда бы не был настоящим человеком, а был бы Божественной личностью в человеческом теле.
А Новый Завет с этим не соглашается. Там Иисус описывается как человек. Это первая причина считать, что традиционный взгляд на Иисуса — ошибочный.
Рождение Иисуса
Рождение Господа Иисуса было результатом чуда. Его матерью была молодая незамужняя девушка, обладавшая превосходным характером. Вот что с ней произошло:
«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус… Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Луки 1:30-35).
Ребенок должен был быть сыном Марии. Ангел НЕ сказал: «Мария, ты родишь тело, в котором поселится Божественная личность». Он сказал: «…зачнешь во чреве, и родишь Сына». Эти слова надо понимать в прямом смысле, они описывают начало новой жизни, а не пришествие божества на землю. Если Иисус был Богом, который старше Марии на миллионы лет, в каком же тогда смысле он был бы ее сыном? Но он был ее сыном, а не усыновленным ребенком, везде в Евангелиях она называется его матерью.
А вот Иосифа, который позже женился на Марии, порой называют отцом Иисуса, но нас не оставляют сомнения, кто же его настоящий отец. Вот как поясняет Лука: «Иисус… был, как думали, Сын Иосифов» (Луки 3:23).
То есть Иисус был настоящим сыном Марии, а не Богом, притворяющимся, что он сын Марии. Будучи ребенком своей матери, он во многом был похож на нее. Настоящие люди не живут на небесах до того, как родятся, а Иисус был настоящим человеком. Его чудесное зачатие и рождение было самым началом его жизни и его существования как личности.
Человеческая природа слаба и полна соблазнов. Слабость человеческой природы Иисус унаследовал от своей матери. Но Ангел ясно сказал Марии, что ее сын будет и сыном Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Луки 1:35). Иисус унаследовал от Отца желание всегда делать добро. Именно это помогло Ему преодолеть слабость Его человеческой природы — победить в борьбе с искушениями.
Детство Иисуса
Нам очень мало рассказано о детстве Иисуса. Отмечается очень важная деталь: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Луки 2:52).
Те, кто верят, что Иисус был Богом, сталкиваются с трудностью в понимании этого стиха. Как Бог мог набираться мудрости и возрастать в любви у Самого Себя? Ясно, что Лука не верил, что Иисус был Богом, который на время поселился в тело мальчика.
А идея могущественного Ангела, поселившегося в теле мальчика, не лучше. Такой Ангел, наверно, был совершенным задолго до того, как его послали на землю. Как же он мог набираться мудрости и любви Божьей? А стихи описывают, как растет настоящий мальчик. Росло его тело, он набирался мудрости и характер его развивался, а Отец всё более и более был доволен сыном.
Его победа над искушениями
Иногда профессиональные боксеры или борцы договариваются, кто выиграет и как они поделят деньги. Они стараются для толпы, чтобы борьба выглядела по-настоящему.
В Библии написано, что Господь Иисус боролся в страшной битве с искушениями. Он каждый день боролся в этой битве и каждый раз побеждал. Мы все знаем, что такое искушение. Если Иисус был настоящим человеком, то мы примерно понимаем, насколько трудно ему было. Но если Иисус был божеством, переодетым в тело человека, то это вовсе не было борьбой, а только игрой на публику. Потому что не могут ни Бог, ни Ангелы быть искушаемы, как люди. В Библии написано: «Бог не искушается злом» (Иакова 1:13). А про Иисуса говорится: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха», но не согрешил (Евреям 4:15).
А в самый трудный момент борьбы с искушением Иисус сказал Богу: «не Моя воля, но Твоя да будет» (Луки 22:42). Ясно, что у Иисуса была своя воля, которую нужно было преодолеть, чтобы Божья воля осуществилась. Если он был настоящим человеком, мы понимаем этот стих. Но стих становится бессмысленным, если Иисус был Богом или Ангелом в человеческом теле.
Как Иисус стал совершенным?
Есть две возможности быть менее, чем совершенным. И важно видеть между ними разницу. Старый дом, который готов развалиться, далек от совершенства, потому что он сгнил. Новый дом, только наполовину построенный, тоже не совершенен. Но несовершенство у них разное. В новом доме всё правильно, просто он еще не закончен.
Иисус никогда не был несовершенным в первом смысле. В нем всё было правильно, он ни разу не согрешил. Однако его характер должен был развиться постепенно, как строится дом до момента завершения строительства. Именно в этом смысле он должен был стать совершенным:
«Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евреям 5:8,9).
«Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания» (Евреям 2:10).
Опять же ясно, как ошибочна идея о том, что Иисус был божеством в человеческом теле, потому что как вы представляете себе божество, которое страданиями учится послушанию? Что это за божество такое, которое должно стать совершенным через страдания?
А здесь мы видим настоящего человека, характер которого постепенно выстраивается.
Если бы Иисус был Богом или Ангелом, он задолго до прихода в этот мир был бы совершенным. Но так не было, потому что нам сказано, что он стал совершенным через страдания на земле.
Его смерть на Кресте
Смерть Иисуса на кресте тоже представляет собой проблему для тех, кто придерживается традиционного понимания его природы. Библия говорит, что Бог не может умереть (Даниил 12:7; 1 Тимофею 6:16). Не могут умереть и Ангелы (Матфея 22:30). Но мы знаем, что Иисус умер на кресте. Некоторые говорят, что умерло только его тело, а духовное существо жило в его мертвом теле. Но ведь Библия говорит: «Предал душу Свою на смерть» (Исайя 53:12).
Библия показывает, что Иисус ужасался смерти, смерть пугала его, как и нас. «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение» (Евреям 5:7).
Расстраивалось бы так божественное существо от мысли о том, что временно потеряет свое тело? Только настоящий человек мог чувствовать это.
Почему Иисус по правую руку от Бога?
В настоящее время Иисус находится одесную Бога: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Псалом 109:1 и Евреям 1:13). Библия говорит, что Иисус — второй по величию после самого Бога.
Почему же Бог дал Иисусу такое значимое место? Почему Иисус так велик? Те, кто верят, что Иисус — Бог или Ангел, обычно отвечают, что Иисус всегда был великим духом, задолго до того, как пришел на землю. А потом вернулся туда, откуда пришел.
Но Библия отвечает иначе. В ней написано, что Иисус стал великим только после его жизни на земле, так как Бог сделал его великим. Библия повторяет много раз, что Бог возвеличил Иисуса, потому что он заслужил этого своей жизнью на земле.
«Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус» (Евреям 2:9).
«За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое» (Псалом 90:14).
«Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Псалом 44:8).
«Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Филиппийцам 2:8,9).
Разве это не свидетельство того, что Иисус — это настоящий человек? Он отличается от нас тем, что он единственный, кто полностью победил человеческое искушение. Именно поэтому он сидит теперь одесную Бога.
Посмотреть с точки зрения Бога
В самом начале мы рассмотрели фразу Иисуса «Я сошел с небес». Принимая во внимание основанный на стихе из Библии гимн «Все дары вокруг нас посланы с небес», мы понимаем, что эти слова могли иметь не буквальное, а фигуральное значение. При рассмотрении других аспектов становится очевидно, что Иисус был настоящим человеком, а сошел с небес образно, не буквально. Иисус имел в виду, что жизнь его началась тогда, когда Бог сотворил чудо на земле и Мария зачала сына.
Как же тогда понимать следующий стих? Иоанна 17:5 «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира». Могут ли подобные стихи быть образными, а не буквальными?
Давайте рассмотрим точку зрения Бога. Мы сильно отличаемся от Бога. Например, нам не известно будущее, мы можем только догадываться, что будет завтра. Но Бог знает будущее, для Него завтра реально, так же, как для нас сегодня.
«(Как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее» (Римлянам 4:17).
Павел комментирует в Послании Римлянам 4:17, как Бог сказал Аврааму, что Он уже поставил Авраама отцом многих народов. Он не сказал: «Я поставлю» в будущем времени, но — «Я поставил». На тот момент у Авраама был один ребенок, Измаил. Но когда Бог что-то обещает, в обещанном можно быть уверенным, как будто оно уже произошло.
Когда человек дает обещание, он говорит «Я сделаю то-то и то-то». А Бог через Его пророков часто говорит о будущем «Я сделал то-то и то-то», когда ясно, что это еще только случится в будущем. Именно об этом и говорит Павел во второй части Римлянам 4:17, что Бог называет [еще] несуществующее, как [уже] существующее.
Для Бога будущее реально
С помощью апостола Павла мы установили важный принцип. Для нас реальны прошлое и настоящее, а будущее скрыто от наших глаз. Однако Бог прекрасно видит будущее. Он говорит о будущем, как будто оно уже случилось. Давайте для примера рассмотрим три отрывка.
1. «И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иеремия 1:4,5).
Бог знал Иеремию до того, как тот родился. Конечно, здесь используется образный язык, ведь Иеремия не жил до своего рождения. Это означает, что Бог мог видеть будущее. То есть можно сказать, что прежде, чем Иеремия родился, он существовал в плане Бога.
2. «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Ефесянам 1:4,5).
Выходит, что Бог знал заранее не только Иеремию, но и всех членов Его церкви прежде их существования. Ясно, что это образный язык, и во второй части стиха Павел поясняет буквально, что именно он имел в виду, что Бог уже решил, «предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа».
3. «(Иисуса), предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1Пет 1:20). Предназначенного, то есть Бог знал о Нем заранее.
Доктора тоже «прогнозируют», например: «У этого человека рак желудка. Мой прогноз — кровотечение продолжится, и он умрет в течение месяца». Но они могут ошибаться, как и метеорологи, прогнозируя погоду. Но Бог не ошибается, потому что знает наперед, причем с абсолютной точностью.
То есть получается, что Бог знал об Иисусе до того, как создал мир. А из другого отрывка мы знаем, что Бог знал о христианах до начала мира. Иеремия, Иисус и ранняя церковь были в уме Бога с самого начала времен.
Поэтому неудивительно, что Иисус сказал Своему Отцу: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Иоанна 17:5). Теперь мы знаем, что он имел в виду.
Удивительный план Бога
Когда человек хочет сделать что-то важное, он намечает план. Прежде чем атаковать, подготавливается план сражения. Прежде чем строить здание, архитектор чертит план. И хотя планы человеческие зачастую не сбываются, например, враг может напасть внезапно или заказчик может отказаться от плана архитектора по какой-то причине, но планы Бога никто не может остановить. Как мы видели, Бог даже до начала работы говорит о Своих планах, как будто они уже исполнены.
В Ветхом Завете Божий план называется «Божья Мудрость». Новый Библейский словарь (The New Bible Dictionary), написанный богословами, не христадельфианами, содержит в себе такое определение мудрости Ветхого Завета: «исполнение Богом того, что у Него на уме».
Данное определение очень подходит к отрывку из Ветхого Завета: «Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли» (Притчи 8:1-23).
То есть прежде чем начать создавать мир, Бог наметил Свой План, то есть Мудрость, как называли Божий план евреи.
Греки, которые верили в бога или в богов, но не в Бога Библии, называли мудрость Божьим Словом. А Библейский словарь сообщает, что греческое слово «слово» означает «Божий план и Божья сила сотворения».
Интересно, что Иоанн в первой главе Евангелия, похоже, объединил еврейскую идею Божьей Мудрости с греческой идеей о Божьем Слове: «В начале было Слово» (Иоанна 1:1).
Некоторые люди не понимают, о чем этот отрывок, некоторые понимают, но правильно ли? Ведь они считают, что Слово - это живое существо.
Если мы думаем о Божьем Плане, вместо Божьего Слова, то вот что получится:
«В начале был План, и План был у Бога, и План был Бог. Он был в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков… И План стал плотию, и обитал с нами, полный благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».
Иисус действительно существовал на небесах с самого начала, но не как существо, а как замечательная идея в уме Бога, занимая центральное место в Божьем плане. Он не существовал как личность до своего рождения в Вифлееме. А вот тогда уже, как пишет Иоанн, План стал плотью.
Почитание Иисуса
Возможно, что мы никогда еще так не чтили Иисуса, как после размышлений о написанном выше. Мы видели, что в Библии используется не только язык буквальный, когда надо понимать что-то в прямом смысле, но и образный язык, который несет в себе более глубокое значение, переносный смысл.
Когда Иисус сказал, что он сошел с небес, он еще никогда не был на небесах лично. Конечно, его слова не буквальны.
Так как Бог Всезнающ, он может видеть будущее. Когда всемогущий Бог решает что-то сделать, это как будто уже произошло. Прежде чем создавать мир, Бог наметил план. Иисус был в начале этого плана, и он был самой важной частью плана. Все последователи Иисуса были в том плане, ведь и о Господе и них самих написано, что они существовали до создания мира. Конечно, ни они, ни Иисус не были еще живыми, они существовали только в уме Бога в качестве части Его плана. Поэтому образно они все были на небесах до создания мира.
Но действительная жизнь Господа Иисуса началась, когда он родился в Вифлееме. Его рождение последовало за чудом зачатия Марией. Бог был его Отцом, а дева Мария его матерью. Иисус был сыном Марии настолько же, насколько и сыном Бога. Из-за этого он был настоящим человеком, то есть он испытывал те же самые искушения грешить, как любой другой человек. Но он полностью победил искушения. Он жил безгрешной жизнью и развил совершенный характер. В качестве награды Бог воскресил его из мертвых и сделал его самой великой личностью после Самого Бога.
Богу было угодно оказать Иисусу такую честь. Мы можем посмотреть на небеса и сказать: «Отец Небесный, твой Сын боролся с искушениями, и я борюсь с ними. Он знает, что я чувствую. Но он победил в каждом сражении с искушением. А я часто терплю поражение. Бог, я удивляюсь его великой победе и хотел бы следовать его примеру, быть сильнее, чем раньше, в сражении с искушениями. Но я слаб, помоги мне. Помоги мне быть похожим на Твоего Сына. Помоги мне всем сердцем следовать за ним. Помоги мне любить его, слушаться его и чтить его. Бог Всемогущий, твой Сын прошел через страдания этой жизни и через смерть, и потому что он понимает меня, чрез него я прошу Тебя помочь мне».
Алан Хэйвард, 1975г.