ГРЯДУЩИЕ БЕДСТВИЯ И ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ
Отрывок из книги Роберта Робертса «Заблудшее Христианство» («Christendom Astray», Лекция 15. 1884 г.)
(Деяния 24:25).
Тема данной лекции не заключает в себе ничего приятного или привлекательного для подавляющего большинства живущих на земле. Люди тщательно избегают размышлений о грядущем суде. Он не отвечает ни их запросам, ни их интересам, ни их вкусам. Ожидание оного и, тем более, изложение событий, связанных с ним, расценивается ими как показатель низкопробного и вульгарного фанатизма. Предполагается, что если эта тема и должна где-то и когда-то обсуждаться, то необходимо придавать ей некое изящество и утонченность, суть коих состоит в более приемлемом для большинства утверждении о том, что мир непринужденно и постепенно погрузится в благополучие Золотого Тысячелетия без заметного нарушения существующего миропорядка.
Весьма несложно дать совершенно логичное объяснение такому состоянию общественного настроя по данному вопросу, однако в данный момент оно не стоит того времени, которое для этого потребуется. Гораздо лучше будет показать, что вера в грядущие бедствия, знаменующие собой приближающееся явление Христа на земле с силой и великой славой, является непременным следствием настоящей, практической веры в Библию как в провозглашенную волю Бога. Таким образом, всякого рода обвинения, имеющие своей основой мнение большинства, направлены против Библии, а не против того, кто придерживается ее учения по данному вопросу, ибо существует большое различие между ничем не обоснованными фантазиями и разумной убежденностью, происходящей от веры в полновластное Божье Слово.
В предыдущих лекциях мы увидели, что в замысел Божий входит вновь послать Иисуса Христа на землю с целью устранения всех существующих на ней человеческих царств и установления на их месте Своего собственного Царства, которое распространится повсеместно и которое будет вечным. Таким образом, на данном этапе наше внимание сосредоточено на обстоятельствах, сопутствующих этому кардинальному преобразованию в истории мира. Произойдет ли смена человеческих царств на Царство Божье в одно мгновение, или это будет результатом постепенного, всеохватывающего процесса? Прокрадется ли Христос на землю неприметным образом во время, когда на ней царит мир и спокойствие, и тихо уничтожит существующие на земле власти вместе с их армиями за одну ночь, как то произошло с ассирийцами многие века назад? Или он откроется во времена, когда земля будет охвачена войнами и погружена в многочисленные бедствия? Свидетельство Писаний выглядит как нельзя более ясным в отношении этого вопроса:
В те дни «наступит время тяжкое, какого НЕ БЫВАЛО С ТЕХ ПОР, КАК СУЩЕСТВУЮТ ЛЮДИ, ДО СЕГО ВРЕМЕНИ» (Дан. 12:1).
«И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Лук. 21:25,26).
«Так говорит Господь Саваоф: вот, БЕДСТВИЕ ПОЙДЕТ ОТ НАРОДА К НАРОДУ, и большой вихрь поднимется от краев земли. И будут пораженные Господом в тот день от конца земли до конца земли» (Иер. 25:32,33).
Эти свидетельства Писаний отвечают на поставленный вопрос. Они со всей ясностью показывают, что смена миропорядка, в результате которого на земле установится Царство Божье, будет сопровождаться бедствиями в таком объеме и с таким размахом, которые не имеют примера в истории. Весь мир погрузится в политические катаклизмы и будет страдать от всего того зла, которое сопутствует данному состоянию. Но помимо этого мы обнаружим, что в охвативших землю бедствиях будет присутствовать и еще один элемент, которым охарактеризуется время второго пришествия: Сам Бог начнет производить видимые суды над народами земли, так что «естественные» по своему характеру катастрофы станут дополняться воздаяниями, природа которых выходит далеко за рамки привычных человеку явлений. Доказательства такого развития событий многочисленны и безошибочны, и поскольку весь вопрос в огромной степени основывается на них, то они заслуживают более подробного рассмотрения. В Книге Пророка Иеремии 25:30,31 мы читаем:
«Посему прореки на них все слова сии и скажи им: Господь возгремит с высоты и из жилища святыни Своей подаст глас Свой; страшно возгремит на селение Свое; как топчущие в точиле, воскликнет на всех живущих на земле. Шум дойдет до концов земли, ибо у Господа СОСТЯЗАНИЕ с народами: Он будет СУДИТЬСЯ СО ВСЯКОЮ ПЛОТЬЮ, нечестивых Он предаст мечу, говорит Господь».
Здесь говорится о том, что Всемогущий Бог вступит в прямой, непосредственный суд «со всякой плотью», и о том, что нечестивые в ходе этого суда будут истреблены из среды живущих. Известная нам от начала история человечества не располагает ничем похожим на столь масштабные и трагические по своему характеру события. Время их свершения становится понятным при рассмотрении следующего свидетельства:
«Вот, имя Господа ИДЕТ ИЗДАЛИ, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены НЕГОДОВАНИЯ, и язык Его, как огонь поедающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи, чтобы развеять народы до истощания; и будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению» (Ис. 30:27,28).
Кто же скрывается под «именем Господа», персонифицированным в этой цитате из Исайи? Мы слышим ответ, когда прислушиваемся к тому, который сказал: «Я пришел во имя Отца Моего» (Иоан. 5:43), и о котором написано: «ибо НЕТ ДРУГОГО ИМЕНИ под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись», т.е. нет иного помимо Господа Иисуса Христа, Помазанника Божьего, который для нас наречен Еммануилом, что означает «С нами Бог». Он есть «Слово ставшее плотью» – имя Божье, дарованное людям в качестве одеяния, которым лишь одним сыны человеческие могут покрыть свой срам и наготу. Пророчество говорит о нем как об «идущим издали». Что эта фраза означает? Её объяснение мы находим в притче Христа, рассказанной им ученикам и запечатленной в Лук. 19:12-27: «Некоторый человек высокого рода отправлялся В ДАЛЬНЮЮ СТРАНУ, чтобы получить себе царство и ВОЗВРАТИТЬСЯ». Отсюда становится ясно, что Иисус (человек высокого рода), возвращающийся с небес (из дальней страны), есть «ИМЯ ГОСПОДА», которое «ИДЕТ ИЗДАЛИ».
И в каком же образе он открывается живущим, в соответствии с озвученным пророчеством? «Уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий». Или мы можем обратиться к описанию, данному апостолом Павлом: «…явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа». Эти слова Павла находятся в полном согласии с утверждением Исайи в 11:4: «Жезлом уст Своих [Он] поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого». Наконец, мы обращаем внимание на картину, образно представленную в Откровении 19:11-16:
«И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: Слово Божие. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, ЧТОБЫ ИМ ПОРАЖАТЬ НАРОДЫ. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих».
Уже имев возможность увидеть, что «имя Господа ИДЕТ ИЗДАЛИ, горит гнев Его» означает близящееся возвращение Христа с тем, чтобы совершить отмщение, будет весьма полезно процитировать и другие отрывки из Писаний, дабы показать, что эта тема о грядущем суде является системным и неотъемлемым учением Духа в Слове Божьем, а не каким-то обособленным умозаключением, сделанным на основании лишь нескольких разрозненных стихов. Мы читаем в Ис. 66:15,16:
«Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и МНОГО БУДЕТ ПОРАЖЕННЫХ ГОСПОДОМ».
Далее, Псалом 49:3-6:
«Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой: соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве. И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог».
Далее, Малахия 4:1,2:
«Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво БУДУТ КАК СОЛОМА, и ПОПАЛИТ их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его…»
В том же ключе, Иер. 30:23,24:
«Вот, яростный вихрь идет от Господа, вихрь грозный; он падет на голову нечестивых. Пламенный гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и не выполнит намерений сердца Своего. В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ УРАЗУМЕЕТЕ ЭТО».
И вновь, Псалом 20:10:
«Во время гнева Твоего Ты сделаешь их [своих врагов], как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь».
«Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер - их доля из чаши» (Пс. 10:6).
«И пошлю огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно, и узнают, что Я Господь» (Иез. 39:6).
«И будут пораженные Господом в тот день от конца земли до конца земли, не будут оплаканы и не будут прибраны и похоронены, навозом будут на лице земли» (Иер. 25:33).
Исследуя эти свидетельства как единое целое, мы обнаруживаем, что они указывают на два раздельных этапа в «грядущих бедствиях». В начале, имеет место быть «уныние народов» - «бедствие, идущее от народа к народу» и – результат: «люди будут издыхать от страха». Это первая стадия, которую можно определить как внешне имеющую естественное, т.е. природное происхождение; вторая – божественное явление в образе Сына Человеческого (который есть «Имя Господне»), сопровождающееся всеразрушительными судами через огонь и меч, - судами, которые ведут к вымиранию огромного количества людей по всей земле. Этот этап можно считать имеющим «сверхъестественное» начало. Первый предшествует второму. Таким образом, первым предзнаменованием приближающегося конца, который мы должны будем увидеть, является наступление времени бедствия и смятения на земле.
Когда природные по своему характеру бедствия достигнут определенного размаха, Господь Иисус откроется уже не как «Агнец, закланный от основания мира», не как «муж скорбей и изведавший болезни», а как «Лев от колена Иудина, топчущий точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя», отмщающий сему неверному роду людей. Это отмщение, обрушившись на человечество как на единое целое, станет причиной массовой гибели большинства и назиданием для тех, кто останется жив. Массы людей сгинут в войне и в язвах, и еще большее количество падет жертвами ниспадающего с неба огня – того же самого, который в свое время пожрал Содом и Гоморру, и который целиком уничтожал военные отряды, посланные с тем, чтобы свести пророка Илию с вершины горы. «И будут пораженные Господом в тот день от конца земли до конца земли».
Население земли сократится драматично. Всё то нечестивое, что наполняло ее, будет вычищено, а в живых останется относительно небольшой остаток, являющий собой людей по характеру кротких и готовых подчиниться, тех, кого из человеческого рода можно считать как «добрые нравом». Именно они охотно превратятся в подданных Царства Мессии, о которых говорится в Ис. 2:3, Иер. 3:17, Мих. 4:2 и Зах. 14:16. Из них воссоздадутся народы, которые будут восходить «на гору Господню и в дом Бога Иаковлева» в Иерусалиме, чтобы научаться Его путям и ходить по Его стопам, а не по разумению своего собственного испорченного сердца.
Однако этот результат будет достигнут не в одночасье. На обуздание и покорение мира уйдет определенное время. Когда Христос возвратится, существующие власти объединятся с тем, чтобы противостать ему. Это становится понятным, в частности, из Отк. 19:19: «И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его». Эта ситуация сложится после того, как Он сойдет с неба (см. стих 11). Может показаться более чем удивительным, что народы будут настолько ослеплены, что попытаются воспрепятствовать начавшемуся продвижению Безграничной Силы. Ответом на это может быть то, что бывшее уже однажды способно повторить себя вновь. Египтяне продолжали упорствовать несмотря на безошибочные признаки вмешательства в происходившие события Самого Бога, и они, словно безумные, бросились в погоню за Израилем после выхода последнего из Египта и даже достигли берега Чермного моря. Совершенно не исключено, что существующие человеческие власти примут Христа за какого-нибудь нового фанатичного халифа, одержимого желанием покорить всю Вселенную. (Комментарий Издателя: Один из возможных сценариев развития событий, ведущий к отвержению народами земли возвратившегося Господа Иисуса Христа, обсуждается в статье «Пришествие Антихриста или возвращение Иисуса Христа») Находясь под этим заблуждением, они объединятся для того, чтобы нейтрализовать его. Однако их ошибочные выводы и действия возвратятся и падут на их собственные головы к их полной погибели:
«Ревут народы, как ревут сильные воды; но Он погрозил им и они далеко побежали, и были гонимы, как прах по горам от ветра и как пыль от вихря. Вечер - и вот ужас! И прежде утра УЖЕ НЕТ ЕГО» (Ис. 17:13,14).
«Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение» (Пс. 2:4,5).
«Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей; совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной» (Пс. 109:5,6).
«И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу [т.е. в могилу – Зах. 9:11], и после многих дней будут наказаны. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава» (Ис. 24:21-23).
«Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них [затем последующие события]. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего» (1Цар. 2:10).