Христадельфиане - официальный сайт

ВОЗРАСТАЯ В МОЛИТВЕ

Встреча Иосифа с братьями

Давным-давно я стал свидетелем одного случая, который поселился в моей памяти на долгие годы. По стандартам окружающего мира, можно сказать, этот инцидент был совсем незначительным – и даже не заслуживал бы дальнейшего обсуждения. Тем не менее, он почему-то надолго засел в моей памяти. Двое детей играли вместе; и вдруг один из них совершил нехороший проступок, требующий извинений. После вмешательства взрослых обидчику было предложено «попросить прощение». Однако обиженный ребёнок был непреклонен: «Я не прощу тебя». Так они и расстались.

До сих пор не могу разобраться, что не позволяет мне забыть этот случай. Может быть, это большой контраст между серьезностью ситуации в глазах ребенка по сравнению с его незначительностью в глазах взрослого? Этот инцидент, однако, подчеркивает важность обсуждения данного вопроса для всех учеников Христовых. Наше отношение к прощению и постоянное упражнение в прощении – вот те вещи, которые требуют нашего постоянного внимания.

Как мы можем простить кого-то за проступки против нас или против других людей? Мы, несомненно, можем сделать длинный список вещей, от которых ежечасно страдают люди. В окружающем нас мире существуют: преследование, насилие, злоупотребление, ревность, нетерпимость или просто злоба. Тем не менее, мы должны прощать. Библия призывает нас прощать.


Молитва о прощении

Что мы чувствуем, когда произносим слова молитвы Господа: «И прости нам долги наши?» (Матфея 6:12). Обычно мы не забываем попросить у Бога прощения. Однако молитва продолжается так: «…как и мы прощаем должников наших». Теперь сделайте паузу и подумайте о том, что мы только что произнесли. Преступая к нашему Творцу в молитве через Его Сына – Господа Иисуса Христа, нашего единственного посредника, мы просим у Него прощение на основании того, что уже простили все согрешения других людей против нас.

Если у нас остались хоть какие-то сомнения о важности этой просьбы, прочитайте стихи 14 и 15 в той же главе. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Довольно бодрящая мысль: если нет прощения с нашей стороны, то и наш Небесный Отец не простит нас. Таким образом, мы можем задать себе вопрос: «Как я могу произносить эту молитву, если во мне нет желания прощать проступки других людей, совершенные ими против меня?»

Прощая других

Встреча Иосифа с Иаковом

Обязанность прощать других вновь обсуждается в Матфее 18. На этот раз, Пётр спрашивает Иисуса, как часто он должен прощать своего брата (стих 21). Там, кажется, проблема с искренностью со стороны правонарушителя, когда он просит простить его за похожий проступок аж семь раз. Или проблема в том, что обиженный знает свою обязанность прощать, но не спешит это делать? Остерегайтесь, чувства могут быть обманчивыми.

Параллельное описание в Луке 17 ставит условие для прощения: человек должен сказать «Я раскаиваюсь». Но здесь нельзя утверждать, будет ли оно искренним или нет. Мы должны просто принять слова этого человека за правду, даже если это случится семь раз в течение одного дня (стих 4). Тем не менее, Иисус говорит: «Прости ему». Согласно этому стиху, прощение даровано тому, кто понял, что был не прав. Т.е. обиженный имеет возможность сперва упрекнуть своего обидчика, чтобы тот увидел ошибочность своего поведения, и сказал, что сожалеет. С другой стороны, преступник может быть не в курсе своей ошибки или обиженный не в состоянии сказать ему, что он сделал не так.

Посмотрите, что следует сразу за этими словами в Луке 17:5 – «И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру». Может показаться, что им было трудно принять такой уровень, и прощать людей, как Иисус заповедал им делать. В результате, они попросили Учителя увеличить их веру, чтобы иметь возможность выполнить его указания.

Тем не менее, Господь снова отвечает им предупреждением. Он уже предупредил их в стихе 3 – «Наблюдайте за собою». Теперь в стихе 6 он упрекает их, чтобы они упражнялись в вере, какую имеют. Важный урок всем им предстояло извлечь из всего сказанного, а именно – необходимость в послушании. Господь говорит: «прости», и как его последователи, мы должны прощать других. Вопрос не в том, что для прощения необходима сильная вера. Мы должны упражняться в вере, какую каждый имеет, и прекратить оправдывать себя. Настоящая проблема учеников была в их послушании.

Чуть ранее мы упомянули чувства: «Я не чувствую, что должен прощать. В любом случае, где свидетельства их раскаяния?» Подобного рода вопросы мы задаем, когда подходим к прощению условно. Было ли истинное раскаяние со стороны этого человека? Почему он ищет прощения? Когда мы задаём эти вопросы, мы сомневаемся в искренности чьего-то раскаяния.

Притча о блудном сыне даёт нам отличный пример отсутствия негодования и возмущения в реакции отца. Прочитайте эту притчу и обратите внимание на условия, по которым даровано прощение (Лука 15:11-32). В то время, когда сын был в крайне сложной ситуации, он «пришел в себя», и отправился обратно в дом своего отца и сказал, что очень сожалеет о своем поведении (стихи 18, 21). Отец не стремился увидеть какие-либо доказательства раскаяния. Его сын вернулся, и отец поверил ему на слове. Он принял его без какого-либо негодования, и вся история пронизана его состраданием.

Преодолевая жалость к себе

Еще один пример прощения можно найти в замечательной истории о братьях Иосифа. Подробности того, как Иосиф был подвергнут жестокому обращению с их стороны, рассказаны в книге Бытие, глава 37. После того как они продали его в рабство, братья думали, что больше никогда не увидят Иосифа; но спустя много лет они встретились снова в Египте. Будучи все эти годы разлучен с семьей, о чём думал Иосиф? Вспоминал ли злобу братьев? Нелепый случай с женой Потифара? Несправедливое наказание тюремным сроком? Гнев на виночерпия, который забыл о нём? Что бы он ни чувствовал, в последствии Иосиф признал, что Бог был с ним на протяжении всех этих трудных лет. «Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни», – вот что он в итоге заявил своим братьям (Бытие 45:5). Зато эти невероятные приключения предоставили ему возможность развивать понимание обычаев египетского общества и образа жизни народа на всех уровнях в рамках подготовки к роли лидера и спасителя своего народа.

Существует, однако, намек на некое разочарование в Бытие 40:15: «Ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу». Тем не менее, мы видим совершенно другого Иосифа, когда он, наконец, открывается перед братьями. Если бы он имел хоть какую-то ненависть к ним, то немедленно мог бросить их всех в темницу. Но он этого не сделал. На протяжении всех разговоров с его братьями, мы узнаем, что Иосиф говорил через переводчика (Бытие 42:23). Но в Бытие 45:1 всем приказано оставить их наедине. Никто не должен был знать, что дальше произойдет между ним и его братьями. Как легко предаваться жалости и искать поддержки у других, говоря им о плохих поступках, которые были сделаны по отношению к нам. Иосиф не допустил этого.

То, что следует далее в истории с Иосифом, является просто поразительным. Он плакал перед своими братьями (Бытие 45:2). Это, должно быть, вызвало еще большую тревогу в них. Несомненно, они были напуганы и ожидали наказание, но Иосиф не желал мести. Он хотел простить их. Это прощение было основано на том, что им пришлось лицом к лицу столкнуться с последствиями своих проступков. Он не забыл ничего из того, что случилось двадцатью двумя годами ранее (Бытие 45:4). Вместо этого он просит их простить себя (стих 5). Если они смогут сделать это, то будут свободны от вины и прощены Иосифом.

Выстраивая новые взаимоотношения

Отречение Петра

Слово «примирение» очень тесно связано с темой прощения. Оно несет в себе смысл изменения взаимоотношений. Прощение не только знаменует собой конец разрыва отношений; это еще и начало чего-то нового.

Отец в Притче о блудном сыне создал среду, в которой истинное покаяние в конечном итоге принесет плоды. Это включает изменение, которое в свою очередь будет не только оставлением старых путей, но и установлением нового и лучшего способа работы вместе. Что подразумевает установление новых отношений?

Мы уже рассмотрели с вами историю Иосифа и его братьев, и увидели, что прощение не смыло в одночасье все воспоминания о прошлом. Такая перемена не означает, что прошлое сразу же было забыто. Порой нас может охватить страх, что то же самое преступление может быть совершено еще раз. Дар прощения, тем не менее, обеспечивает возможность для продвижения в новом направлении, для развития новых отношений друг с другом. Это именно то, что Бог – Творец неба и земли – приготовил для нас. Его Сын умер на кресте за наши грехи. Мы сожалеем об этом и просим прощение. Поверьте: Бог обещал, что мы будем прощены! И всё же мы можем продолжать грешить по семь раз за один день! Не пренебрегайте этой благодатью (Римл. 5:15), и не используйте её как извинение в том, чтобы продолжать грешить.

Существуют ли такие обстоятельства в нашей жизни, когда мы не можем простить, когда просто невозможно простить? Очутитесь на мгновение в дверях дома Первосвященника. «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра…» (Лука 22:61). Что за выражение лица в тот момент было у Иисуса? Осуждающее? Обвиняющее?

Прочитав о любви и сострадании, какое было у Иисуса к его ученикам, мы просто не можем себе представить, что Спаситель мог посмотреть на Петра с осуждением. Скорее всего его взгляд был наполнен прощением: «…и Пётр, выйдя вон, горько заплакал». Так и с нами. Христу известно, что в нашем сердце: «Господи, умножь в нас веру… и прости нам долги наши, как и мы прощаем должников наших».

Билл и Кэрол Равсон, Испания


<<< Вернуться назад