Христадельфиане - официальный сайт

ВОПРОС-ОТВЕТ

Вопрос-ответ

ВОПРОС: Можно ли христианам есть свинину?

В книге Левит, глава 11, конкретно говорится о том, что свинину есть нельзя, а после того как Бог дал свой завет, Он сказал что будет вам это в роды вечные. Сам Иисус говорил, что он пришел не нарушить, а исполнить закон. Объясните пожалуйста, почему христиане едят свинину, ведь Бог сказал, что не чиста она для нас. В новом завете Павел отменяет законы ветхого завета в своих посланиях, – мне это вообще кажется очень странным!! Получается всё то, что говорил сам Всевышний пророку Моисею, давая закон, формируя общество и моральные нормы, перечеркивает апостол в своих посланиях. Господь говорил, что этот закон будет в роды вечные, а Иисус конкретно ничего такого, что бы перечеркивало этот завет не говорил…

Дмитрий


ОТВЕТ: Всё гораздо проще, Дмитрий. В Библии два завета – Ветхий и Новый. Если бы Ветхий был «навсегда», то не было бы нужды в Новом. Это простейшая, элементарная логика, в самой своей основе. Павел, конечно же, ничего сам не отменяет и не искажает. О том, что произойдет смена Заветов, говорит не Павел и никто иной, а САМ БОГ (!) через пророка Иеремию, то есть очень задолго до появления на свете Павла:

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:31-33).

Павел лишь отражает эту необходимость в смене заветов, заложенную изначально Самим Богом, и ссылается в своих посланиях, в частности, на того же Иеремию:

«Но Сей Первосвященник [Павел имеет ввиду Иисуса] получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их… Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их…» (Евр. 8:6-10).

Далее, проблема многих, состоит еще и в том, что вы понимаете выражения типа «вечный», «в роды вечные» и т.п. в Библии как всегда и безусловно означающие буквально «вечно», «навсегда», «не ограниченные во времени» и т.п. Это не совсем так. Очень многие примеры использования таких выражений означают просто «долго», «на протяжении времени жизни нескольких поколений» и т.п. Это становится очевидным при рассмотрении большого количества таких примеров, где говорилось именно «вечно» и т.д., но по прошествии какого-то времени действие озвученного постановления прекращалось или прерывалось. Вот лишь несколько тому примеров:

«Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки, потому что они…» (Втор. 23:3).

Но из этого «вечного» правила были явные исключения, например Руфь-моавитянка не только и не просто вошла в общество Господне, но заняла одно из самых-самых почетнейших мест в цепочке героев веры, удостоившихся чести стать прародителями самого Господа Иисуса Христа.

«Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным» (Быт. 17:13).

Эта заповедь носила явно временный характер и не исполняется христианами ни в каком виде ныне. Нигде в Новом Завете мы не читаем, что у нас, последователей Иисуса, есть обязанность совершать обрезание. Напротив, христиане предупреждаются против исполнения над собой этого обряда, поскольку если бы они делали это, то становились бы автоматически ответственными за исполнение всего Закона Моисеева, что совершенно невозможно, и что превращает жертву Иисуса в бессмысленное деяние.

«И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки» (2Цар 7:16).

Эти слова были сказаны Богом Давиду и представляют собой благословение. Однако на самом деле престол Давида не устоял так, чтобы «во веки», но после нечестивого царя Седекии (597-586 г.г. до н.э.) вплоть до сегодняшнего дня у Израиля не было и нет царя.

«Итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою» (2Цар. 12:10).

Опять сказано было Давиду. Однако совершенно очевидно, что «во веки» здесь означает, по существу, «какое-то время» (кстати говоря, очень и очень недолгое, особенно по меркам человеческой жизни – строго говоря, из Библии следует, что этот «меч» не отходил от дома Давидова лет 20-30). Давид давно мертв, а когда будет воскрешен его славным потомком Иисусом и награжден вечной жизнью, то в Царстве Божьем это наказание явно и однозначно его преследовать не будет, не так ли?

Еще пара примеров на эту же тему, без комментариев:

«Тогда сказал Давид: никто не должен носить ковчега Божия, кроме левитов, потому что их избрал Господь на то, чтобы носить ковчег Божий и служить Ему во веки» (1Пар. 15:2).

«И ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там во веки; и очи Мои и сердце Мое будут там во все дни» (2Пар. 7:16).

«И сказал царю: да живет царь во веки!» (Неем. 2:3). И так далее…

Еще один характерный аспект во всем этом вопросе, причем очень наглядный, касающийся жертвоприношений.

Все жертвоприношения при Ветхом Завете имели лишь одно главное назначение: они пророчески указывали на одну будущую, совершенную жертву Божьего Сына Иисуса Христа, которая станет по-настоящему искупительной для любого принимающего ее человека. После того как Иисус (1) пришел и (2) принес эту жертву, то в жертвах животных, служивших прообразом и предвестником, пророческим указателем на его совершенную жертву, сама-собой отпала всякая надобность! Просто по самой своей логике они больше не нужны! Понимаете этот момент?

Иисус, таким образом, придя, не отменил эти самые жертвы, но ИСПОЛНИЛ пророчества о его собственной жертве. После этого исполнения нужды или смысла в этих символических и пророческих «указателях» не осталось никакого. Таким же образом Иисус своим пришествием, трех-с-половиной-годичным служением и жертвой на кресте ИСПОЛНИЛ весь Ветхий Завет! Именно не то чтобы взял и отменил, но исполнил. После того как все эти «тени» и «образные указатели», наполнявшие и составлявшие собой Ветхий Завет и Закон Моисеев были им ИСПОЛНЕНЫ, то не осталось уже никакой нужды в том, чтобы продолжать их практиковать и осуществлять.

В том-то и суть, что весь Ветхий Завет – это целиком образы и пророчества об Иисусе и о его приходе, о его служении, о его жертве и т.д. – всё это лишь о нем (см. Иоан 5:39; Лук. 24:27 и Лук. 24:44). Об этом обо всем Павел, величайший апостол и преданнейший последователь Иисуса, наделенный самим Иисусом властью и разумом объяснять все эти вещи и моменты людям, говорит в своих посланиях. Поначалу в этих посланиях много непонятного, но тут главное не останавливаться и продолжать читать, размышлять (!) и обязательно молиться Богу, чтобы Он дал понимание и открыл разуму человека суть написанного. В Библии нет противоречий – это закон и это истина в последней инстанции, можно сказать так. Есть вещи, которые мы не понимаем, только и всего. Чаще всего это непонимание временное и оно уходит с годами чтения Слова и вникания в него.

Еще один интересный момент: после того как была принесена жертва Иисуса, то завеса в храме, отделявшая Святое от – Святого Святых, разодралась надвое, как известно. Этот момент принято считать окончанием действия Ветхого Завета и началом времени Нового Завета. По прошествии сорока лет (40 – это число суда в Библии) с момента распятия Иисуса, Израиль как государство был уничтожен в буквальном смысле слова (в соответствии с пророчествами самого Господа) и евреи были развеяны по всей планете – отправлены в изгнание на 2000 лет. С того мгновения и поныне они не имели и не имеют никакой возможности совершать важнейшую, даже центральную часть Закона – приносить те же самые жертвы животных по Закону Моисееву даже несмотря на то, что всегда чрезвычайно хотели и хотят это делать (т.к. они до сих пор не уверовали в Иисуса и не приняли его Евангелия, а потому считают, что должны продолжать исполнение Закона Моисеева). Бог исключительно мудрым и эффективным образом навсегда лишил их этой возможности, и они не смогут этого сделать до самого возвращения Иисуса.

Начать приносить снова жертвы животных – это попрание в глазах Бога жертвы Его Сына, принесенной столь дорогим и трагическим образом. Как же именно Он лишил всех и вся даже самой малейшей возможности приносить жертвы животных ныне, когда мы живем в эру действия Нового Завета?

Дело в том, что согласно всё тому же Закону Моисееву, приносить жертвы животных Богу можно исключительно только в одном месте на всей нашей планете – в храме, построенном на т.н. Храмовой горе в Иерусалиме. Однако Бог словно «запечатал» это место, отдав его в руки язычников (мусульман в данном случае), которые просто никогда и ни при каких условиях не согласятся вернуть это место евреям или христианам, или кому-либо еще. И оно получается на сегодняшний день так, что даже несмотря на то, что вся земля Израиля и весь Иерусалим находятся исключительно и полностью, на все 100%, под юрисдикцией евреев, но именно этот кусочек земли – единственное место, где они могут по Закону, где они хотят и с самым настоящим рвением готовы приносить жертвы – им этот кусок земли де факто совершенно недоступен, никак и ни при каких условиях. И они ничего не могут с этим поделать. Это от Бога.

P.S. Кстати, обо всех этих вещах говорит далеко не один Павел, Дмитрий, но все апостолы. Постарайтесь внимательно прочитать, скажем, вот этот отрывок: Деян. 15:5-31.


ВОПРОС: То есть получается, что все христиане всеядные и все законы Ветхого завета в прошлом?

ОТВЕТ: Почти так, но не совсем. Строго говоря, есть церкви и деноминации христианской направленности, которые практикуют ограничения в пище на основе заповедей Ветхого Завета. Их, однако, очень немного, что и логично. Наиболее известная и заметная из этих церквей, очевидно, это Адвентисты Седьмого Дня (АСД). Они очень строго подходят к выбору мясных продуктов и т.п. Помимо этого они продолжают соблюдать и субботу (!) и еще некоторые постановления. В целом, если изучать эту церковь, то она быстро предстанет в виде некого ответвления христианства, в котором силы «иудеизации» (чаще называемые иудействующими), против которых боролись все апостолы в первом веке, возымели-таки некое влияние и убедили некоторых из обратившихся ко Христу верующих соблюдать постановления Ветхого Завета. Всё это, однако, сплошная нелепость, поскольку Закон Моисеев невозможно соблюдать «частично», т.е. соблюдать, например, субботу, но при этом не приносить жертв. Избирательно относиться к продуктам питания, но при этом, например, не праздновать предписанный по Закону праздник кущей, праздник дня искупления и др., предписанные Законом праздники, не совершать омовения в том случае, если из твоего тела истекла какая-либо жидкость, и очень много других предписаний Закона.

Закон, согласно разъяснениям апостолов, может соблюдаться исключительно только в его целом виде:

«А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно ВСЕГО, что написано в книге закона» (Гал. 3:10).

«Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон» (Гал. 5:2,3).

Но, кстати говоря, и тогда этот Закон всё равно не сможет привести человека ко спасению, см. Евр. 10:1,4! Именно поэтому он и должен был замениться со временем на Закон духовный и совершенный – Закон Христа, способный даровать вечное спасение человеку.

В вопросе о пище мы, будучи свободными по закону Христа, ныне имеем возможность самостоятельно определять, что нам есть, а что нет. И здесь мы руководствуемся только разумным выбором. Так, к примеру, в нормальных обстоятельствах мы и не помыслим о том, чтобы есть собачатину. Однако если от этого вопроса где-то будет зависеть наша жизнь, то мы, скорей всего, не раздумывая употребим ее в пищу (при наличии), прежде поблагодарив за эту пищу Бога – «Ибо Господня земля, и что наполняет ее» – 1Кор. 10:26, стих в контексте пищи.


ВОПРОС: Получается, нужно жить только по новому завету?

ОТВЕТ: Нет, не совсем так. Дело в том, что весь Ветхий Завет имеет в себе две составляющие – (1) духовную и (2) ту, которую те же адвентисты довольно уместно называют «церимониальной» частью. Вот эта вторая часть и была отменена со всеми ее предписаниями и действиями, а духовная, находившаяся в неком сжатом и не до конца раскрытом состоянии, сохранилась, была перенесена в Новый Завет и (внимание!) подверглась многократному усилению и вознесению на еще более высокий уровень самим Иисусом Христом.

Например, что касается прелюбодеяния, вот слова Иисуса: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто [всего лишь!] смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф. 5:27,28).

Вообще, Дмитрий, суть произошедших изменений между заветами такова, что всё то, что в Ветхом Завете было вечное и не подлежащее отмене, Иисус подтвердил и, условно говоря, как бы «перенес» и в Новый Завет тоже, причем, как я уже сказал выше, в большинстве случаев он многократно усилил эти вечные духовные истины.

Так, например, главные заповеди Ветхого Завета («Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» – Втор. 6:4,5) были подтверждены и закреплены Иисусом в Новом Завете («Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь… так поступай, и будешь жить» - Матф. 22:37,38 ср. Лук. 10:27,28).

<<< Вернуться назад