Христадельфиане - официальный сайт

КНИГИ БИБЛИИ

Серия статей, посвященных каждой книге Библии

ПЕСНИ СОЛОМОНОВЫ – ПОЭМА ЛЮБВИ
Песнь Песней Соломона

Последняя книга в той части Ветхого Завета, которая посвящена мудрости и поэзии, тоже приписывается Соломону. Она повествует о любви автора к простой деревенской девушке, и передает и глубокую страсть, испытываемую влюбленными по отношению друг к другу, и муки расставания, и радость воссоединения. В этой книге несколько действующих персонажей, которые выступают по очереди: сам влюбленный, его возлюбленная, и дщери (дочери) иерусалимские (в современных переводах Библии есть пояснения, указывающие на принадлежность их высказываний). Являясь образцом классической поэзии, Песни Соломоновы используют утонченные сравнения и описательные приемы. Так, жених сравнивается с молодым оленем и яблонею, а его невеста, в свою очередь, с голубицей, лилией и прекрасным садом. Главный интригующий вопрос, однако, состоит в следующем: каким образом и почему эта книга вошла в Библию? Ответ на этот вопрос, возможно, заключается в том, что повествование сей книги имеет глубокий символический смысл. Существует лишь одно весьма малозаметное указание, которое можно рассматривать как подсказку на этот счет, и содержится оно в новозаветном послании апостола Павла Ефесянам. В пятой главе, которая посвящена супружеству, апостол свидетельствует о нежной любви, питаемой Христом по отношению к его Невесте, которая есть Церковь. В стихе двадцать седьмом он говорит, что Иисус с любовью приготавливает свою невесту к брачному обряду, делая всё необходимое для того, чтобы она не имела в себе «пятна, или порока, или чего-либо подобного», и данная строка, как видится, была позаимствована им из Песней Соломоновых, гл 4, ст. 7. Посему, возможно, данная поэма является аллегорией, свидетельствующей о великой любви, которую Иисус имеет к своим последователям. Он говорил о себе в своих проповедях как о женихе (Матф. 9:15), и предсказывал о своем возвращении на брачный пир в притче о Десяти Девах в Матф. 25:6. Если мы истинно следуем за ним, то и в нашем сердце будет иметь место такое же страстное желание навсегда соединиться с ним.

ПРОРОКИ

Интересно отметить на данном этапе, что Ветхий Завет, используемый евреями, имеет несколько иную структуру, нежели та, которую привыкли видеть и воспринимать мы в своей Библии. Условно говоря, еврейская Библия разбита на три части, о которых упомянул Иисус когда сказал, что «надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лук. 24:44).

Мы, на сей момент, достигли той части, которая называется Пророки и которая включает в себя писания Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила и еще двенадцати небольших книг так называемых «малых» пророков (в еврейской Библии в этот перечень еще входят и такие книги как Иисус Навин, Судьи, Книги Царств).

Что означает слово «пророк»? Ответ состоит в том, что на всем протяжении ветхозаветной истории Бог избирал и назначал определенных людей – чаще всего мужчин, но иногда и женщин, – которые изрекали и записывали Его обращения и послания к человеческому роду. Эти люди были движимы Божьей силой («Святым Духом»). Они говорили и записывали сказанное им своими собственными словами, однако в результате им удавалось донести до людей именно то, что хотел сказать Бог. Как мы видели, пророки часто делали такие предсказания, которые превосходят возможности человеческого разума порождать их самостоятельно, и именно по этой причине и по этому признаку такие пророки воспринимались всеми остальными людьми как истинно посланные от Бога. Вот что пишет о пророках апостол Петр:

«Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет. 1:21).

Иногда пророки даже не хотели исполнять свое служение по причине крайне враждебного отношения, которое вызывало со стороны людей обличение ими злых и нечестивых путей своих соотечественников. В жизни Иеремии был один момент, когда он сказал буквально следующее:

«…слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние».

Он хочет прекратить свое служение и скрыться от лица всех. Но, продолжает он:

«И подумал я: “не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его”; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иер. 20:8,9).

Иными словами, он был просто вынужден говорить Слово Господне. К великому сожалению, многие пророки Господа приняли смерть от нежелавших слушать их людей, в то время как на их место восставали пророки ложные, которые своими льстивыми речами доставляли удовольствие всем тем, кто их слушал.

Длинная вереница пророков подошла к концу после восстановления Второго Храма, построенного Зоровавелем по возвращении из вавилонского плена, и в последовавшие затем триста лет «солнце опустилось над пророками», как ранее предсказал о том Михей. Не было более ни одного слова, исшедшего напрямую от Господа. Но, вдруг, всё сразу и кардинально изменилось. С рождением Иисуса состоялось новое излияние Святого Духа. Сын Божий пришел не только для того чтобы говорить и разъяснять, но чтобы самой жизнью своей воплотить и осуществить идеалы, заложенные в Законе Моисеевом и в ветхозаветных Пророках. Вот как говорится об этом в Послании Евреям:

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне…» (Евр. 1:1).

Иисус был величайшим из всех пророков. После своего вознесения на небеса, Он наделил раннюю христианскую церковь силой Святого Духа. И в самом деле, в первом веке нашей эры была целая группа одаренных мужчин и женщин, которые назывались пророками и пророчицами. В их число входили и писатели Нового Завета, получившие то же самое божественное вдохновение, что дано было прежде Исайе и Иеремии.

Продолжение…

<<< Вернуться назад