Христадельфиане - официальный сайт

КНИГИ БИБЛИИ

Серия статей, посвященных каждой книге Библии

Паралипоменон. Хроники царей иудейских
Осада города ассирийцами

В некотором смысле следующие две книги являются отражением двух предыдущих книг, т. е. Царств. В них описываются события, происходящие во времена правления Иудиным царством (2 колена), с упоминанием израильских царей из северного царства.

1 Паралипоменон начинается с нескольких генеалогий. Перечисление предков было очень важно для иудеев, так как им приходилось доказывать свое происхождение от Авраама, чтобы быть частью избранного народа. В 1 и 2 главах рассказ начинается с Адама, переходит к Аврааму и Иакову (Израилю) и подробнее расписывает потомков Давида. В третьей главе перечисляются потомки Давида до вавилонского пленения. С четвертой по седьмую главы перечисляются семьи всех 12 колен. В восьмой и конце девятой говорится о семье Саула, первого царя, а в начале девятой главы перечисляются те иудеи, которым удалось вернуться из вавилонского плена в Иерусалим.

Летопись начинается с десятой главы, которая переносит нас назад к смерти Саула и началу правления Давида. В 1 Парилипоменон более детально (чем в книгах Царств) описывается перенос ковчега Господня в город Давидов, Божье обетование, данное Давиду и его военные заслуги. Здесь фокусируется внимание на выборе именно горы Мориа для строительства храма. Помимо этого в книге отдельно подчеркивается энтузиазм Давида в подготовке к построению храма, который он сам никогда не увидит. Он был настолько уверен в том, что всё будет на своих местах и будет использоваться, что даже написал псалмы, которые будут исполнять в храме, назначил обучение музыкантов и даже назначил придверников. Он устроил всенародное собрание и призвал людей пожертвовать на воплощение этого проекта своим собственным примером – Давид сделал вклад, который был равнозначен миллионам рублей. Позже Давид умер, процарствовав 40 лет.

Во 2 книге Паралипоменон, в ее первых девяти главах, дается краткий пересказ царствования Соломона с подробным описанием возведения храма, а также богатств и власти Соломона. Далее, с 10 по 36 главу повторяется история Божьего народа вплоть до вавилонского пленения, но с более подробной информацией о царях Иудейского царства. В Иудее оставался храм и продолжалось служение левитов; также было много праведных царей, которые хранили путь Господень. Некоторые из них были героями веры. Аса, к примеру, из 2Пар. гл.14 вышел на бой с армией, в три раза превышающей его армию. «И воззвал Аса к Господу Богу своему, и сказал: Господи! не в Твоей ли силе помочь сильному или бессильному? помоги же нам, Господи Боже наш: ибо мы на Тебя уповаем и во имя Твое вышли мы против множества сего. Господи! Ты Бог наш: да не превозможет Тебя человек. И поразил Господь Ефиоплян пред лицем Асы и пред лицем Иуды» (2Пар. 14).

Другим примером был Иосафат, который взял своему сыну в жены дочку Ахава и Иезавели, а потом из-за этого был вынужден помогать нечестивому Ахаву в войне. Однажды он так чуть не лишился своей жизни. Когда испуганный царь вернулся домой, у ворот его ожидал пророк Господень. «Следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа?» Этот пример учит нас об опасности компромисса; лучше держаться подальше от тех, кто ненавидит Бога, не смотря на какую-либо выгоду.

Маленького царя Иоаса воцарили в возрасте 8 лет после восстания против его нечестивой бабушки – царицы Гофолии. Его дядя, первосвященник Иодай, возглавлявший восстание, был его наставником и заботился о праведности юного царя вплоть до своей смерти (умер в возрасте 130 лет). К сожалению, после смерти своего наставника Иоас сжег мосты веры и отвернулся от Бога. Даже обычные дяди могут иметь доброе влияние на молодое поколение.

Внук Иоаса Озия, о правлении которого написано в 2Пар. глава 26, также воцарился в юном возрасте – в 16 лет. Он «прибегал к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог».

Переселение народа Навуходоносором

Озия был кем-то вроде инженера. Он любил проекты по строительству и земледелию; он также разработал новое оружие для своей армии. К несчастью, успех вскружил ему голову. Как-то он решил пойти в храм и лично воскурить благовония на жертвеннике, что являлось привилегией лишь особо назначенных священников. Первосвященник храбро выступил против своего царя, и в следующий миг царь был поражен проказой. Все оставшиеся дни несчастный царь провел в специальном доме для прокаженных за Иерусалимом. Пророк Исайя, живший во времена Озии, во второй главе своей книги даже составил некий припев о тех, кто «горды и высокомерны». В 1931 году совершенно случайно в Иерусалиме была найдена табличка со словами: «На это место были перенесены останки Озии, царя Иудейского. Не тревожить». Имя этого царя также несколько раз упоминается на ассирийских монументах.

Спустя два поколения появляется выдающийся монарх по имени Езекия. После нетерпеливого ожидания смерти его слабого отца, который был идолопоклонником, в первый же год правления Езекия вводит радикальные реформы, восстанавливая закон Моисея и священство. Езекию поддерживал его близкий друг Исайя. Истинные качества его характера особо проявились, когда на страну напали жестокие и непобедимые ассирийцы под управлением Сеннахирима. Ассирийцы к тому времени уже захватили все укрепленные города Иудеи с помощью особой военной тактики, применяющейся при осаде города, а теперь подступили к самой столице – Иерусалиму. Езекии пришлось убеждать людей в том, что живой Бог Израилев сильнее ассирийских идолов (значение имени Езекия – Яхве укрепит). Езекия говорил:

«Будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, потому что с нами более, нежели с ним» (2Пар. 32:7).

Его вера была оправданна. Армия врага была поражена серьезной болезнью настолько, что Сеннахириму ничего не оставалось делать, как развернуться и идти домой. Английский археолог Генри Лейэрд среди развалин его дворца в Ниневии нашел монумент, где записаны все военные достижения Сеннахирима; среди записей нет упоминания о захвате самого главного города Иудеи. Этот монумент сейчас находится в Британском музее. Другой удивительной находкой был прорытый под Иерусалимом водный туннель (водопровод), который был построен Езекией для снабжения города водой в момент осады вражескими войсками. Об этом водопроводе упоминается в 4 Царств 20:20 и 2 Пар. 32:30. По этому туннелю можно пройтись и сегодня.

Сын Езекии Манассия вновь обратился к идолопоклонству. Несмотря на то, что его сын Иосия был праведным человеком, идолопоклонство, сопутствующее ему распутство и социальная несправедливость распространялись по телу Иудеи как рак. Это было эрой пророка Иеремии, который впустую пытался остановить загноение. За время правления последних 4 правителей, быстро сменяющих один другого, царство постепенно приходило в упадок и, наконец, распалось. Царству пришел конец, когда Седекия, третий сын Иосии, восстал против Навуходоносора, царя вавилонского, который в те времена был императором всего Ближнего востока. Эта глупая ошибка быстро побудила Навуходоносора на ответные действия. Навуходоносор осадил Иерусалим, сжег его до тла и увел иудеев в плен. Пророк Иезекииль, живший между пленными в Вавилоне, предупреждал народ о том, что Седекия будет последним царем.

«Сними с себя диадему и сложи венец… Низложу, низложу, низложу его… доколе не придет Тот, Кому [принадлежит] он, и Я дам Ему» (Иез. 21:26,27).

Престол Давида с того времени оставался пустым в ожидании пришествия Иисуса, кому он по праву принадлежит. Как Бог обещал его праотцу Давиду – Иисус воссядет на его престол и будет царствовать вечно.

<<< Вернуться назад