Христадельфиане - официальный сайт

ОСНОВЫ БЛАГОЧЕСТИЯ

Писание: положение вещей с точки зрения Бога

Для того чтобы жить благочестиво посреди неверующего мира, нам необходима Библия и помощь со стороны Бога. Библия при этом должна играть ключевую роль в определении и установлении принципов, управляющих всеми нашими чаяниями и устремлениями, поступками и поведением. Где вообще человек может найти для себя исчерпывающее объяснение мира, в котором он живет, дабы ему понять, откуда мы идем, и каким мир станет в будущем? Способна ли наука, медицина или технический прогресс объяснить со всей достоверностью происхождение самой земли и всех тех организмов, которые населяют её? Эволюция в этом смысле – это попытка ответить на данные вопросы, однако ей самым плачевным образом не достает твердых доказательств. Способна ли эволюция, в любом случае, привести нас к пониманию судьбы земли и ее обитателей? Позволит ли изучение мифологии и древнего мира, или более недавней истории человечества, пролить свет на вопрос о том, откуда мы происходим и куда движемся? Может ли какое искусство, будь то музыка, литература, скульптура, живопись и изобразительное искусство наделить нас моральными принципами и во всей полноте обозначить для нас смысл нашего существования в рамках такой земной жизни, каковая только и известна нам по нашему опыту? Способно ли изучение языков и человеческих рас достоверно объяснить нам то, как возник человек? Со всей очевидностью мы должны признать, что все эти дисциплины, насколько интересными и заманчивыми они ни казались бы нам, и сколько бы усилий мы ни полагали в них, не в состоянии объяснить смысл нашего мимолетного явления и существования на фоне всей широты непрекращающегося спектакля, каковым является история человечества.

Однако лишь Библия дает нам исчерпывающее и разумное объяснение причин, по которым мы находимся здесь на земле, и проливает свет на то, что таит в себе будущее. Она призывает нас полагать свою веру в Вечного Бога, а не в смертного человека: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его. Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность, творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим» (Псалом 145:3-7). Пророк Исайя провозглашает: «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?» (Ис. 2:22). Если только человек ищет мудрости с тем, чтобы правильно построить свою жизнь, то для всех таковых совет Библии заключается в том, что «Начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум» (Прит. 9:10).

Библия доносит до нас всю правду о мире, в котором живем мы и в котором жили наши праотцы. Даже краткое изучение человеческой истории приведет нас к горькому и неизменному выводу о том, что человек более жесток по отношению к себе подобным, чем самое свирепое животное из всех хищных зверей. Писание подтверждает это: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галат. 5:19-23).

Бог хорошо понимает необходимость в Его откровении, которое могло бы направлять человека и указывать ему Его пути (Римл. 10:14), ибо по природе своей, как мы уже видели, человек является неисправимым грешником, отделенным от своего Создателя. «Слово Твое», – восклицает псалмопевец – «Светильник ноге моей и свет стезе моей» (Псалом 118:105). И Бог, действительно, даровал нам Свое Слово через Своих пророков и, более всего, через Своего Сына: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1,2). Со страниц Библии Бог обращается непосредственно к нам. Библия выступает в роли нашего единственного Путеводителя; только она одна, а не какие-либо философии и идеи, исшедшие от человека. Во дни пророка Исайи крайне популярными были гадание и ясновидение, и люди искали ответы на свои вопросы с помощью этих источников. Однако пророк Божий полностью отвергает эти источники и громогласно провозглашает: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20).

Библия дарует нам знание о Боге и о Его Сыне

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Именно этими словами Библия закладывает простое для понимания и незыблемое основание власти и могущества Творца. В каких-то пятидесяти шести стихах описывается возникновение земли, её растений и животных, а также людей – мужчины и женщины. Заканчивается же Библия пророчеством об искупленной земле, ибо «…отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4). Помимо этого её завершает благословение, ниспосылаемое всем тем, кто хранил Божьи заповеди: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22:14). Краткость Библии и её прямолинейный язык делают ее понятной и доступной для всех, как молодых, так и пожилых. Мы вполне можем учить своих детей всему тому, о чем повествует Библия, начиная с их ранних лет, когда они только учатся ходить и говорить.

Помимо всего этого, Слово Божье было открыто человеку уже в самом начале. В Едемском саду, Ева в точности пересказала и провозгласила змею сказанное ей Богом Слово: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:2,3). Ной (1Пет. 3:19,20; Евр. 11:7) и Енох (Иуда, ст. 14,15) проповедовали Слово Божье еще до Потопа. Аврааму были даны великие и драгоценные обетования, которые закладывают основу Евангелия. Эти обетования затем были подтверждены Богом его сыну Исааку и его внуку Иакову. Давид, Самуил, Соломон, Ездра и все пророки изрекли и записали еще больше и еще точнее всё то, что составляет Его Слово, и это продолжалось до тех пор, пока солнце не зашло над Израилем и не прекратились откровения Всемогущего. Но в преддверие явления Мессии и, затем, по его приходу, Слово Божье излилось чрез авторов евангелий, чрез апостолов (особенно Павла) и, в самом конце, в последнем обращении к народу Божьему, от самого Господа Иисуса. Неизменное послание Слова Божьего состоит в том, чтобы люди научались о Боге и о Его Сыне, и приходили к Их познанию, принимая благословенный дар жизни в грядущем Царстве.

Жившие в эпоху до Потопа люди «извратили Путь Божий на земле» (Быт. 6:12), но что касается Ноя, то он «ходил с Богом» (ст. 9). Жители Содома «были злы и весьма грешны пред Господом» (13:13), но Авраам, в отличие от них, ходил пред Богом и был праведен в Его очах (17:1). Божье Слово, реченое через пророков, сокрушалось: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя» (Осия 4:6). Иисус сказал в своей молитве, обращаясь к Отцу: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17:3). Павел так же поучал Тимофея, что Писания способны человека Божьего «умудрить во спасение верою во Христа Иисуса» (2Тим. 3:15).

Всё Писание Боговдохновенно

В связи с тем, что Библия состоит из Слов Бога, а не человека, Бог передавал это Свое Слово через Своих бессмертных и могучих служителей – ангелов. В Едемском саде, при даровании обетований патриархам и при передаче Божьего Закона Моисею, ангелы, как то видится из Библии, играли принципиальную роль в деле донесения до человека Божьего Слова (Быт. 3:8; 18:2,22,33; 19:1; 22:11,15; Деян. 7:38; Евр. 2:2). Однако позднее пророки часто бывали вдохновляемы Богом напрямую. Слово «вдохновение» может иметь несколько значений, и оно часто применяется для обозначения всего того, что подвигает композиторов, поэтов, авторов или музыкантов на создание или исполнение тех или иных шедевров искусства. Также оно может опосредованно обозначать вдыхание воздуха легкими животных и человека (на что указывает составляющая «вдох» этого слова).

В своем библейском значении, однако, слово «вдохновение» относится к такому состоянию разума и речи человека, когда оными завладевает Бог и использует их в качестве рупора, провозглашающего Его Слово. Поскольку в настоящее время Бог не использует этот подход в Своем взаимодействии с человеком, то нам остается обращаться к свидетельствам тех мужей веры, которые в давние дни были вдохновляемы Богом на изречение Его Слова, и которые, таким образом, могут поделиться с нами своими ощущениями со страниц Библии. Апостол Петр говорит: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы [т. е. направляемы, понуждаемы] Духом Святым» (2Пет. 1:21). Валаам тоже был одним из пророков древности, который, в итоге, оказался неверным Богу, но которого Бог считал необходимым вдохновлять для того, чтобы через него доносить Свое послание до окружавших Израиль народов, желавших его гибели. Валаам, в свое время, сказал так: «Не могу преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что-либо малое или великое по своему произволу… что вложит Бог в уста мои, то и буду говорить» (Чис. 22:18,38). Таким образом, «И вложил Господь слово в уста Валаамовы… И отвечал он и сказал: не должен ли я в точности сказать то, что влагает Господь в уста мои?» (Чис. 23:5,12).

Давид, который неоднократно был вдохновляем Богом на то, чтобы написать многие из псалмов, описывает то, как он чувствовал это нисходящее на него вдохновение: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2Цар. 23:2). Когда Бог явил Давиду весь план устроения храма, построенного затем его сыном Соломоном, то вот как это описывается в Библии: «И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его, и кладовых его… и чертеж всего, что было получено им духом [KJV]… Всё сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки» (1Пар. 28:11,12,19).

Пророк Иеремия тоже рассказывает нам о том, как он был вдохновлен Богом: «И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер. 1:9). Несколько позже в своем служении Иеремия попытался было воспротивиться этому данному Богом Слову из-за того, что оно было крайне непопулярно в народе Израилевом: «И подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иер. 20:9). Еще один пророк – Михей – тоже описывает то, как ощущалось им вдохновение от Бога: «А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его» (Мих. 3:8). Прочие пророки утверждали, что через них говорил Бог, а что касается, например, пророка Даниила, то ему Слово Божье давалось через сны и видения.

Слово Божье имеет целью изменить наше мышление

Поскольку Слово Бога является следствием действия Его Духа, то Библия, содержащая это Слово, способна производить изменения в нас. Люди могут заявлять, что труды Шекспира, или «Капитал» Карла Маркса, или другие известные книги, вызвавшие внимание к себе и уважение со стороны многочисленных поклонников и приведшие к рождению целых политических систем и движений, тоже вызывали глубокие изменения в тех, кто читал их. Однако все эти книги представляют собой продукт человеческой философии, и они не способны дать истинную надежду на будущее или решить фундаментальную проблему человеческого существа – его склонность ко греху и его обреченность на смерть. Библия – единственная Книга, которая предлагает следующему её путями человеку надежду на прощение грехов и на новое естество, не подвластное смерти, но при этом сохраняющее его, человека, уникальность и индивидуальность. Только Библия содержит в себе ключ к решению таких проблем как война, голод, угнетение, несправедливое распределение богатств и т.п. И только Библия дарует надежду на могучее глобальное правительство, которое будет вечным, справедливым и милосердным.

Когда апостол Павел писал Тимофею, то он говорил: «Притом же ты из детства знаешь священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим. 3:15-17). «Совершен» означает в этом отрывке «полный» и «зрелый»; «приготовлен» означает «снаряжен всем необходимым». Библия, описывающая жизнь Господа Иисуса Христа, выступает для нас в роли некой модели, которой мы должны следовать с тем, чтобы подготовить себя к вступлению в Царство Божье под руководством его Царя – Господа Иисуса Христа. Вкупе с событиями и явлениями, наполняющими собой нашу жизнь и находящимися под полным контролем Бога, Библия способна снарядить нас всем необходимым для того, чтобы вместо предпочтения своих собственных увлечений и похотей мы на первое место ставили волю Бога, и чтобы любили своего ближнего так же, как Господь Иисус возлюбил нас.

В Послании Евреям есть отрывок, который показывает нам силу Божьего Слова: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:12,13). После принятия крещения человек вступает на путь развития «новой твари» – нового мышления, которое, если мы будем сохранять верность Богу, в итоге заменит собой «человека ветхого» – то есть то прежнее, природное мышление, которое мы унаследовали от Адама. Павел пишет Коринфянам следующее:

«Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение… А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового… Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны» (Кол. 3:5,8-10; 12-15).

«Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь»

Существует огромная пропасть между «ветхим человеком» в Адаме и «новым творением» во Христе. Это неудивительно, ибо Бог неизмеримо более велик, мудр, праведен и могуч, нежели мы. Однако Он также и неизмеримо более милостив, более склонный к прощению, более понимающий и любящий, нежели мы. Все эти истины нашли свое подтверждение и воплощение в том, как Он подарил нам Своего Сына – Господа Иисуса Христа. Иисус явил нам своего Отца, по причине чего он мог сказать Филиппу: «Видевший Меня видел Отца» (Иоан. 14:9).

Бог не всегда отвечает на наши вопросы о Нем и о Его целях касательно нас так, как нам того хотелось бы. Иногда Он вообще не дает нам никакого ответа. Он не имеет обязанности объяснять нам причины, по которым с нами самими, или с близкими нам людьми, происходит то или это. Он – Создатель, а мы лишь «прах и пепел», как признавал то Авраам (Быт. 18:27). Иов задал Всемогущему Богу много вопросов, но на большинство из них он так и не получил ответа. Однако, благодаря приобретенному опыту, он смирился перед силою Божьего Творения, и сказал: «Знаю, что Ты всё можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено… Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:2,5,6). Давид, когда ему были даны великие обетования о его семени, которому надлежало восседать на престоле Царства Божьего, был охвачен благоговением и признательностью за то, что Бог проявил столь великую милость по отношению к нему – человеку из самой простой и малозаметной семьи в колене Иудином: «Кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил! И этого еще мало показалось в очах Твоих, Господи мой, Господи; но Ты возвестил еще о доме раба Твоего вдаль… По всему велик Ты, Господи мой, Господи! Ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя…» (2Цар. 7:18,19,22).

Верный Богу пророк Самуил получил возможность познать, насколько велико различие между нашим Богом и нами самими, когда он отправился в Вифлеем, чтобы там помазать на царство вместо Саула одного из сыновей Иессея: «Он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его! Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар. 16:6,7).

Несмотря на это различие, Бог великодушно приготовил для нас Царство, и если только мы будем следовать замечательному примеру Его Сына, то, выражаясь словами апостола Петра, «откроется нам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пет. 1:11).

Джон Николлс

<<< Вернуться назад