Христадельфиане - официальный сайт

КНИГИ БИБЛИИ

Серия статей, посвященных каждой книге Библии

ЧИСЛА – долгое путешествие в обетованную землю

Израильский народ, состоящий из бывших рабов и ведомый Моисеем к земле их предков, был крайне многочислен. Их необходимо было как-то организовать. В первых 6 главах описывается военный распорядок, благодаря которому этого удалось достичь. Одним из первых указаний Моисея, даже еще до того, как они покинули гору Синай, было провести перепись населения. Всех взрослых мужчин, являющихся потомками одного из 12 сынов Иакова, насчитывалось более 603 000, не считая колена Левиина. Левиты, назначенные Богом священники, составляли 22 000.

Для сохранения дисциплины и безопасности коленам, состоящим из нескольких групп людей, отводились определенные зоны в огромном лагере (стане). Лагерь располагался в форме квадрата, в его центре находилась сияющая новая скиния, охраняемая левитами. У каждого колена был свой флаг с определенным символом (лев, агнец, человек или орел), увидев который даже потерявшийся ребенок смог бы найти дорогу домой. В гигиенических целях общественные туалеты располагались вне стана; прокаженные и другие люди, страдающие от какой-либо заразной болезни, также находились вдали от общества. Даже их передвижение в пустыне было строго определено – каждое колено находилось в определенном месте, являясь частью одной гигантской колонны.

Старейшина каждого из 12 колен пожертвовала новую тележку для перевозки тяжелых завес скинии и других ее принадлежностей (ковчег и внутреннее содержимое скинии всё еще переносились вручную с помощью шестов) – Моисей от имени Господа принял этот значимый дар. Последующие главы описывают посвящение левитов и новую систему оповещения с использованием труб, которая обозначала общественные собрания и начало передвижения, когда ангел Господень в столпе облачном перемещался за стан.

Одиннадцатая глава начинается с длинного списка восстаний против Бога, их терпеливого Пастыря. Сначала израильтяне стали жаловаться на их рацион питания – им надоела манна. Затем Мариам, сестра Моисея, подговорила Аарона на то, чтобы тот обвинил Моисея, за что была наказана проказой и недельным исключением из стана. И, подойдя, наконец, к границе обетованной земли, люди уговорили Моисея отправить 12 разведчиков, чтобы они проверили желанные земли. Разведчики подтвердили то, что это на самом деле хорошая земля, однако настояли на том, что будет очень трудно победить местных жителей. Иисус Навин, преемник Моисея, и Халев из колена Иудина не согласились с мнением большинства, но не могли убедить народ положиться на Бога, который избавил их из руки египтян. Народ их не послушал, и стан захлестнула волна паники. Бог сильно разгневался на народ за неверие и постановил, что из всего этого народа в обетованную землю войдут только Иисус Навин и Халев. Остальные израильтяне должны были умереть в пустыне, а их дети занять их место. И вновь началось долгое путешествие.

Вскоре авторитет Моисея был поставлен под сомнение – в этот раз против него выступили 250 старейшин, возглавляемых Кораном, Дафаном и Авиудом. Восстание закончилось огненным судом от Господа (глава 16). Следующий вызов был брошен, когда закончилась вода и у шатра Моисея вновь собралась гневная делегация старейшин. В этот раз Господь повелел Моисею своим голосом вызвать воду из скалы, однако, злясь на народ, Моисей ударил по скале своим посохом. Это стоило ему права войти в обетованную землю. Он был обречен на смерть в пустыне, подобно всем остальным людям, которым он верно служил все эти годы. Такова ответственность руководителя.

Следующая жалоба была относительно очень затянувшегося путешествия. В этот раз на людей были посланы ядовитые змеи, которые стали нападать на них. Особенно значимо то, что после этого Бог Сам дал им исцеление. Если у человека была вера, то он мог выползти из своего шатра, лишь взглянуть на медного змея, которого поставил Моисей, и тут же исцелиться. Те, кто скептично отнесся к данному методу исцеления, оставались в шатрах и умирали. Позже, в Иоанна 3, Иисус сравнит Себя с тем медным змеем, пригвожденным к столбу. В Библии змей олицетворяет грех, человеческое восстание против Бога. Пригвоздив грех ко кресту, Иисус даровал спасение всем тем, кто готов последовать за Ним.

Наконец, после многих лет скитания люди перешли реку Иордан на востоке. Во главе с Моисеем они подчинили жителей тех мест. Моавитян, дальних родственников израильского народа, проживающих на восточной стороне Мертвого моря, было приказано оставить в покое. Тем не менее, моавитский царь в панике нанял прорицателя Валаама, чтобы тот проклял Израиль. К расстройству Валаама, Бог обратил его проклятия в благословения. Хитрый Валаам, всё еще надеющийся получить большую награду от своего работодателя, посоветовал искусить израильтян к их падению: посылать обаятельных молодых моавитянок, чтобы те совратили израильских мужчин. Эта стратегия сработала, и многие израильтяне были умерщвлены за поклонение моавитским богам. Это привело к второй переписи населения; тогда выяснилось, что только Иисус Навин и Халев остались в живых из тех, кто вышел из Египта 40 лет назад.

Последние главы Чисел включают в себя назначение Иисуса Навина на место Моисея и перечисление трех ежегодных праздников: Пасха, Праздник начатков жатвы и Праздник кущей. Каждый израильтянин мужского пола должен был со своей семьей три раза в году приходить к скинии собрания для празднования.

Два с половиной колена, которые специализировались в животноводстве, попросили себе в удел зеленые луга Галаада, к востоку от реки Иордан. Это могло привести к негодованию со стороны других племен, но Моисей нашел компромисс. Он настоял на том, чтобы они сначала помогли своим братьям завоевать для них земли, а уж потом они могли возвратиться обратно.

Затем Моисей составил полное описание земли, дал названия хананейским городам, определил границы и назначил города для левитов, которые были разбросаны между коленами, дабы левиты стояли на страже закона и наставляли народ.

Дэвид Пирс

Продолжение...

<<< Вернуться назад