Христадельфиане - официальный сайт

ЛЕВИТ – ЗАКОНЫ И ЖЕРТВЫ

До этого первый родившийся сын брал на себя роль священника в своей семье. Теперь же из 12 колен (племен) было выбрано колено Левиино, чьи мужи стали выполнять роль священников от имени всего народа. На священника возлагались три обязанности: обучать людей закону и заповедям Божьим, судить преступников и помогать согрешившим израильтянам получить прощение от Бога чрез покаяние и жертвоприношение. Левиты занимались этим постоянно, поэтому закон Моисеев (если быть точнее, закон, данный чрез Моисея) предусматривал для них получение дохода, на который они могли бы жить. Это осуществлялось чрез 10% налог (десятину) для остальных колен, плюс – они имели право на часть приносимых жертв (Числа 18, Второзаконие 12,14 и Левит 6:16-18, 7:34).

Для современного человека жертвоприношение кажется чем-то омерзительным. Тем не менее, как бы сурово это не казалось, еще со времен Эдема Бог повелевал людям, совершившим тяжелый грех, принести в жертву агнца, овна или вола, чтобы исправить сложившееся положение. Чтобы понять смысл этого правила, необходимо вспомнить о том, что в жертву можно было принести только то животное, у которого не было никаких физических пороков (это не раз подчеркивается в первых главах Левита). Эти животные были прообразами Иисуса, который был полностью чист от греха. По словам Иоанна Иисус – «Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира». Воздаяние за грех – смерть. Когда Иисус добровольно пошел на смерть, Он стал одним целым с нами, принимая смерть, которую Он не заслужил, чтобы, воскресши к бессмертной жизни на третий день, взять на Себя грехи тех, кто ищет прощения у Бога. В ветхозаветные времена приносящий жертву человек возлагал свои руки на голову агнца, прежде чем его приносили в жертву. Таким образом и мы можем стать одним целым с безгрешным Иисусом, заявляя о своей вере в Него.

Также важно отметить то, что после того, как животные были принесены в жертву, они съедались либо священником, либо человеком, который ее принес, и его семьей. Исключение составляли лишь жертвы во всесожжение, но даже и в этом случае священник мог взять себе шкуру животного.

Жертвоприношения должны были совершаться только на жертвеннике, расположенном в скинии (а позже – в храме). Происходила церемония очищения жертвенника, до которого нельзя было дотрагиваться никому, кроме посвященного священника. Жертвенник символизировал место соприкосновения Бога с человеком: символический стол, за которым святый Бог вкушал пищу с человеком.

Просмотрите начальные главы Левита. С первого взгляда весь этот список разных типов жертв сбивает с толку. Но для понимания этого нужен особый ключик: дело в том, что люди, занимающие какое-либо ответственное положение и статус в обществе, получали более жесткое наказание, по сравнению с обычными людьми. В то время как обычный гражданин должен был принести овечку за свой грех, князь или глава племени должен были принести намного более дорогое животное – барана. Этот принцип соблюдается и в наши дни: например, члены английского парламента, совершив проступок сексуального характера, лишаются своего места (в то время как такой же поступок среди обычного населения не имеет последствий). Для священника совершить преступление было полнейшим бесчестием, потому что, как считалось, он знал закон вдоль и поперек и должен был учить других закону. Поэтому священник при совершении серьезного проступка должен был принести тельца (быка), самое дорогое животное из всех. Самое дешевое животное, голубя, мог принести бедный человек, который не мог себе позволить даже овечку (например, Мария, мать Иисуса, как раз была таким человеком; Лука 2:24). В самых тяжелых обстоятельствах можно было принести хлеб или пирог, сделанный из муки.

В первых 6 главах этой книги мы знакомимся с тремя основными типами жертв: всесожжение, жертва за грех и жертва повинности. Вторая часть 6 главы и 7 глава объясняют, что делать с остатками жертвы – кто забирает себе разные части животного. Но никому не разрешалось есть кровь, потому как она символизировала жизнь животного, которая принадлежала Богу. Кровь необходимо было вылить или сбрызнуть. Жир (тук) также был запрещен в пищу, т.к. он символизировал наши силы и энергию, которую мы должны посвящать на служение Богу. Жир всегда сжигался на жертвеннике.

  • Всесожжение обычно приносилось в знак благодарения Бога за Его помощь; возможно, за Его ответ на молитву. После того как с животного снимали кожу и обмывали его внутренности, его сжигали дотла на святом жертвеннике.
  • Жертва за грех приносилась, когда израильтянин нарушал один из законов Божьих и искал прощения. Человек, приносящий жертву, должен был положить свои руки на голову животного, чтобы стать одним целым с ним, а затем убить его своими руками. После этого священник забирал себе правое плечо жертвы, а всё остальное сжигалось на жертвеннике.
  • Жертва повинности исполнялась, когда один человек нарушал права другого. В этой ситуации согрешивший должен был искупить свою вину. Совершив какое-либо неблаговидное дело, он мог согрешить против самого Бога – например, когда взял себе часть жертвы, которая принадлежала священникам. Или, к примеру, он обманул или украл что-то у своего соседа. В этом случае когда его совесть начинала уличать его, он должен был помириться с тем, против кого он согрешил, отдав украденную вещь + 20% от ее стоимости. После этого он должен принести жертву повинности, чтобы помириться и с Богом. Такой подход доказывал то, что преступление было не просто нарушением прав общества – оно было неудавшейся попыткой жить согласно высоким стандартам честности и справедливости, требуемых Богом, который никогда не лжет или угнетает Свой народ. Это было признанием того, что Бог видит все наши дела и судит нас соответственно им.

8-10 главы описывают возведение и освящение новой скинии, что послужило к великой радости тех, кто жертвовал на нее. За этим последовала подготовка Аарона, главы колена Левиина, и его сыновей к их работе в качестве священников. К сожалению, день церемонии открытия закончился трагично. Два старших сына Аарона (в повествовании есть намек на то, что они злоупотребляли крепкими напитками) попытались ворваться в скинию, когда она была полна яркой славы Божьей, и погибли. Это мрачное предостережение относится к каждому из нас: мы должны приближаться к Богу с почтением и только по тем правилам, которые Он сам изложил для нас.

Следующие 5 глав посвящены правилам в отношении пищи, которую не следует употреблять, и тому, как бороться с заразными болезнями. С одной стороны эти правила заботились о здоровье израильтян; например, употребление в пищу свинины или гнилого мяса крайне опасно в жарком климате Ближнего востока. Установление карантина для человека, зараженного дизентерией или проказой, снижало риск заболевания среди других людей. В этом отношении Закон Моисея был на несколько веков впереди своего времени. С другой стороны эти правила содержали и наставление. Народы, окружавшие Израиль, были нечисты в духовном плане. Верующий израильтянин должен был держаться в стороне от тесных взаимоотношений с другими народами (например, не вступать в брак), чтобы избежать духовного позора. Проказа, подробно описанная в этой части книги, является неизлечимой болезнью, которая медленно приводит к смерти. Она является ярким символом греха. Грех поражает каждого из нас с самого рождения и приводит нас рано или поздно к могиле. Поэтому Иисус исцелял именно прокаженных, как израильтян, так и язычников (неевреев), тем самым показывая, что Он мог смыть грех с человека.

В 16 главе Левита описывается, как должен был проходить День очищения, святой день в октябре, когда весь народ постился и молился. В тот день приносилась особая жертва из двух козлов, которая покрывала накопленные непрощённые грехи народа. Одного козла убивали, а другого отпускали в пустыню. В символическом плане оба животных считались одним животным. Разделяя такую участь, они явным образом изображали грядущую победу Иисуса над грехом и могилой. Он должен был умереть за наши грехи, но затем воскреснуть к новой и славной жизни.

Дальнейшие главы описывают множество правил, покрывающих все аспекты жизни семьи и социальной жизни. Удивительно то, что из огромного листа правил и уставов Иисус выбирает крошечный стих из Левита 19:18 – «люби ближнего твоего» – и объявляет этот устав вторым по важности во всей книге закона. Если мы будем окружать заботой других так же, как и себя, то мы никогда не будем воровать у них, соблазнять их супругу/а или завидовать. Иаков в своем послании говорит, что эта заповедь является основой всего. Как бы это иронично не выглядело, но мы все в таком свете предстаем как закоренелые преступники!

Один из удивительных аспектов Закона Моисеева касается наследия земли. Когда народ дошел до обетованной земли, Моисей сказал, что Бог даст каждой семьей свой земельный надел, границы которого будут отмечены камнями. Этот надел будет их снабжать едой и одеждой. Земля будет давать зерно для выпечки хлеба, коровы и овцы – мясо, молоко, сыр, шерсть и кожу. Иногда в тяжелых обстоятельствах семье, которая сильно задолжает, придется продать свое наследство, чтобы расплатиться с долгами. Но и в этой ситуации не всё будет потеряно: по закону (Левит 25:10) каждые 50 лет, в Юбилейный год, семья имела право бесплатно вернуть свое наследство. Таким образом Бог показывал, что земля принадлежит Ему, а израильтяне являлись временными владельцами; их владение землей зависело от их повиновения Его законам. Закон также предусматривал выкуп земли, принадлежащей обнищавшей семье, более богатым родственником по цене, равной числу оставшихся до юбилейного года лет. Эта тема затрагивается в крошечной книге «Руфь».

В следующей главе перечисляются удивительные благословения, которые Бог пошлет Своему народу, если он будет соблюдать Его заповеди, – мир и изобилие. Но за этим следует еще более длинный список проклятий, которые обрушаться на народ за неповиновение – война, болезни, голод. Эти проклятия образуют собой пророческий замкнутый круг, т.к. всё это произошло в истории израильского народа, о чем мы будем читать в следующих книгах Ветхого Завета. А в заключение Господь сказал: «А вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены» (Левит 26:33). Окончательное рассеяние евреев произошло спустя 40 лет, после времен Иисуса, когда римляне изгнали их из земли обетованной. Но даже после такого милосердный Бог говорит: «И тогда как они будут в земле врагов их, - Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтоб разрушить завет Мой с ними, ибо Я Господь, Бог их; вспомню для них завет с предками, которых вывел Я из земли Египетской пред глазами народов, чтоб быть их Богом. Я Господь» (44,45 стихи). Так Бог обещает однажды простить Свой народ и вернуть их в земли, которые Он обещал Аврааму.

Последняя глава Левита посвящена обетам – когда человек просил помощи у Бога, он в ответ обещал отдать что-то Ему. Левитам были даны разные правила в отношении обетов; необходимо логически и соразмерно определять ценность даров, например, земельных наделов.

После этого отступления, в котором изложены важные правила и уставы для священников, Библейское повествование вновь возвращается к путешествию по пустыне в книге Чисел, о чем мы с вами поговорим в следующей статье.

<<< Вернуться назад