Христадельфиане - официальный сайт

ПОЧЕМУ МЫ СТРАДАЕМ?

Алан Хэйвард

Если Бог действительно любит Своих детей, почему Он допускает страдания?

Божий пирог

Иногда мы думаем: «Чем я заслужил это?» или «Почему Бог так поступает со мной?» Вот замечательное объяснение:

Дочь рассказывает матери, что всё у нее происходит не так. По алгебре завал, поссорилась с парнем, а лучшая подруга переезжает. Мать в это время печет пирог и спрашивает у дочери, хочет ли она кусочек.

«Конечно, мам, твои пироги – объеденье».
«Вот тебе растительного масла немного», – предложила мама.
«Фи, ты что, мам?»
«Ну, тогда два сырых яйца, будешь?»
«О, гадость какая!»
«Может муки или соды?»
Дочь смотрит на мать, не понимая в чем дело.

Мать ответила: «Ты права, эти продукты по отдельности кажутся невкусными и отвратительными. Но когда их смешают вместе в правильных пропорциях, из них получится вкусный пирог!

Так же у Бога. Мы думаем, ну почему Бог не оградит нас от этих трудностей и неприятностей, почему мы должны со всем этим справляться. Но Бог знает, когда Он смешает события по порядку, всё всегда содействует ко благу! Мы должны довериться Ему, и, в конце концов, из всего происходящего получится что-то замечательное. Бог тебя очень любит. Он посылает тебе цветы каждую весну и рассвет каждое утро. Если ты хочешь поговорить, Он всегда слушает».

Автор притчи неизвестен


Почему мы страдаем?

Каждый раз, когда я слышу про чьи-то страдания, я вспоминаю о Марджери Лосан.

Она не единственная из моих друзей, кому пришлось много пережить. Джордж Эванс, например, и слепой, и калека; Ханса Шлоссэ нацисты пытали в концлагере, а двое ребятишек Майкл и Элизабет потеряли своих родителей в автомобильной катастрофе. Или взять, например, Фрэнка и Виолетту Пэтэрс, у которых единственный ребенок неизлечимо болен.

Но из всех страдальцев, которых я когда-либо встречал, я всегда в первую очередь думаю о Марджери Лосан. Не потому, что она страдала больше, чем другие. А потому, что она – тот человек, который помог мне найти ответ на этот чрезвычайно трудный вопрос: почему Бог допускает страдания?

Марджери знает ответ

Марджери последние 10 лет прожила в маленькой комнатке на верхнем этаже огромного многоквартирного дома. Будучи калекой, она почти никогда не выбирается из своего крошечного дома. Но хотя боль никогда не прекращается, Марджери никогда не задается вопросом, почему Бог допускает страдания. Ее Библия всегда с ней; и она знает, что в Библии ключ к пониманию проблемы страданий.

Позже мы вернемся к Марджери Лосан. Но сначала мы должны попробовать собрать по кусочкам, какой ответ на этот вопрос предлагает нам Библия.

Мы увидим, что ответ связан со всей историей человечества. Часть ответа лежит в далеком прошлом, часть – в настоящем, а часть связана с будущим, с миром завтрашнего дня.

Прошлое

Есть только один способ понять, что же произошло в Едеме. Достаньте свою Библию и сами прочитайте первые три главы Бытия. Вы удивитесь, что некоторые распространенные верования о Едемском саде вовсе не подтверждаются в Библии. Грех первого человека, например, не имел ничего общего ни с яблоком, ни с сексом.

Но вы увидите, как первому человеку была дана свобода действия и возможность использовать эту свободу мудро. Мир, в котором он жил, описывается как «очень хороший», и он мог жить необыкновенно счастливой жизнью. Но Адам использовал эту возможность по-другому, он предпочел не слушаться Бога. Сделав такой выбор, Адам начал привыкать к греху, который с тех пор так и живет в каждом человеке.

Бог рассказал Адаму и Еве о последствиях. Во-первых, в их жизни будет скорбь – страдания (Бытие 3:16-18). Во-вторых, они умрут – последняя и, по сути, наибольшая форма страдания (Бытие 3:19).

Так рассказывает нам книга Бытие, что страдания появились в мире, потому что первый человек сделал неразумный выбор. Будучи детьми Адама, мы наследуем его грешные наклонности. Поэтому мы тоже должны страдать и тоже должны умереть.

Но тогда возникает очень важный вопрос. Если Бог Всемогущий и мудрый, то, зная о том, что произойдет, почему же Он дал нам столько свободы? Почему же Он не сделал нас так, чтоб мы не грешили? Почему Он не останавливает нас, когда мы причиняем вред и заставляем друг друга страдать?

Природа любви

Ответ прост. Новый Завет говорит нам, что Бог есть любовь (1 Иоанна 4:8). Любовь – самое важное в мире. Главная цель создания Богом людей – дать им возможность отвечать на Его любовь. Вот почему Бог должен был дать «свободную волю», как мы это называем. Потому что любовь, по своей природе, – добровольное чувство. Даже сила Всемогущего Бога не может заставить людей любить Его.

Пещерный человек – пример того, что можно сделать силой и что нельзя. Он может схватить женщину за волосы и утащить в плен, может заставить ее быть его женой, но заставить ее любить его он не может.

Всем нам известно, что принуждать людей любить нас бесполезно. Больше того, это ухудшает наши отношения. Если это недобровольно, то о любви и речи быть не может.

А Бог – это Бог любви. И Он не хотел создавать марионеток. Он хотел, чтобы люди могли по-настоящему любить Его по собственной воле. Поэтому Он дал нам свободную волю. Однако, вместо любви, слишком часто мы выбираем ненависть. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди», – говорит Иисус (от Иоанна 14:15). Нарушая Божьи заповеди, мы не любим Его по-настоящему. Позволяя ненависти рождаться в их сердцах, люди навлекают на себя и на других беды и несчастье. Люди часто забывают об этом, когда говорят, что Бог несет ответственность за все страдания в мире. Понятно, что Бог создал болезнь и смерть. Но пытки, избиения, концлагеря, газовые камеры, атомные бомбы и все остальное оружие придуманы человеком.

Бог милостив

То, что человек выбрал тропу неповиновения, путь ненависти, а не любви – трагедия. Но Бог предвидел, что это случится. Он подготовил план, как из всего этого бедствия создать замечательное. Страдание в Его плане играет важную роль.

Первое – он приговорил всё грешное человечество к смерти (мы поймем причину этого через минуту, когда разберемся, что такое смерть). Но не к мгновенной смерти, Он милосердно разрешает нам жить какое-то время. Больше того, Он подготовил для нас путь спасения, чтобы люди, которые по-настоящему хотят любить Его, могли научиться этому. В дальнейших главах Библии Он предлагает: «Научитесь любить и слушаться Меня, и вы воскреснете из мертвых и будете жить вечно».

Значение смерти

В любом производстве есть этап проверки на качество. Детали, например, измеряются, и проверяющий смотрит, соблюдены ли форма и размеры. Те, что не проходят проверку, отправляются в печь, где переплавляются и прекращают свое существование.

Смерть служит той же самой цели для человеческого «брака». Те, кто не отвечает Божьим требованиям, приговорены к вечной смерти, то есть они перестают существовать. Когда детали механизмов бесполезны, от них избавляются, уничтожают; когда люди показывают, что они бесполезны для Бога, Он забирает их из жизни.

Вот несколько примеров, как об этом говорится в Библии.

«Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит» (Псалом 144:20).

«Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе» (Притчи 13:13).

«…не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа» (2-е Фессалоникийцам 1:8,9).

Даже слово «ад» в Библии используется как поэтический прием для описания могилы. Иисус говорит, что ад – это место, где Бог разрушает и душу, и тело (Матфея 10:28).

Было бы невозможно разрешить проблему страданий, если б злые люди находились в вечной агонии в аду. К счастью, нет причин, чтобы так думать. Это языческое верование, которому не учит Библия.

Выводы

Давайте подытожим то, что мы выяснили из прошлого, прежде чем рассматривать часть проблемы, которая относится к настоящему.

  1. Бог дал человеку свободную волю, чтобы он мог любить.
  2. Человек выбрал ненависть вместо любви, таким образом привнося в мир страдания (большая часть из которых создана человеком).
  3. Смерть – это конец греха и страданий. Это Божий способ расстаться с теми, кто не любит Его.
  4. Но есть надежда жизни после смерти для тех, кто старается любить Бога (позже мы рассмотрим этот пункт подробнее).

Настоящее

Мы нашли причину смерти и увидели, что страдания во всем мире в большинстве случаев причиняются людьми. Но всё же остается большая доля страданий, за которые, несомненно, несет ответственность Бог. Чтобы найти причину, мы рассмотрим, что происходит в мире сегодня.

Оказывается, страдания служат чрезвычайно полезной цели. Мир был бы намного хуже, а не лучше, если б в нем не было страданий.

Если это утверждение кажется вам невероятным, пожалуйста, будьте терпеливы и прочитайте следующую страницу.

Боль

Боль, конечно, не единственный вид страданий, но самый явный. Нетрудно увидеть, как полезна боль для человечества.

Джорджа Маккея, девятилетнего Американского мальчика, мать привела в знаменитую медицинскую школу в ноябре 1937 года. Он был нормальным здоровым мальчишкой, с интеллектом выше среднего. Но в одном он отличался от всех других ребят: у него не было чувства боли, таким он родился.

Вы можете подумать, что Джордж счастливчик, и что Бог, создав одного человека без чувства боли, мог бы создать и остальных так же. Но есть ведь и другая сторона. «Шрамы, – осматривающий доктор написал в отчете, – были найдены почти на каждой части тела».

Огромный шрам на спине – это однажды Джордж сел к обогревателю, и из-за того, что он ничего не чувствовал, он не двинулся, пока тело сгорело почти до кости. Один глаз у него почти не видел – это песчинка в глазу проточила язву, а Джордж заметил, когда уже был причинен непоправимый вред. Его левая ступня была деформирована, потому что с переломом он ходил несколько месяцев, пока родители заметили. Обе руки были ужасно порезаны, так что ему никогда уже не выпрямить пальцы. Боль действует, как сигнал об опасности для всех нас, но бедного Джорджа ничего не предупреждало.

Какого бы сына вы хотели? Нормального мальчишку, которому больно, он плачет, справляется с этим – и осторожен в следующий раз? Или беззаботного маленького Джорджа без всякой боли – и многочисленными шрамами?

Характер

Случай Джорджа показывает, насколько необходима боль, чтобы телу ребенка развиться в нормального здорового взрослого. Но Бог больше заботится о развитии характера человека, чем о теле; страдания и здесь имеют важное значение.

Это не означает, конечно, что всякий раз при зубной боли мы становимся немного добрее и мудрее. И мы ошибемся, если предположим, что самые лучшие люди в мире – те, которые страдали больше всего. На самом деле сильные характеры могут развиваться только там, где страдание всегда присутствует.

Все знают, насколько важен навоз в садоводстве. Однако никому не нравится выполнять эту неприятную работу. Дети думают, что сад был бы намного лучше, если б только отец не удобрял его навозом. Но отец знает, что цветы растут лучше в удобренной почве. Также и цветок человеческого характера лучше растет и расцветает в мире, где немало трагедий. Если б не было страданий, не было бы ни смелости, ни сострадания. Апостол Павел говорит: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деяния 14:22).

Рассуждения Марджери

Однажды ее высказывание меня поразило: «Знаешь, я очень часто благодарю Бога за то, что со мной произошло». Я ее переспросил, что она имеет в виду, и Марджери рассказала мне о своем прошлом. «Двадцать лет назад я была молода и здорова, обыкновенная женщина. Я наслаждалась жизнью и была так счастлива, что для Бога у меня не оставалось времени. Да я и не чувствовала в Нем нужды. Я сама со всем справлялась.

И тогда Бог решил показать мне, нуждаюсь я в Нем или нет. Здесь, на кровати, в течение нескольких лет я чувствовала себя отвратительно. Вся радость ушла из моей жизни и, казалось, бессмысленно жить дальше.

А потом пришла миссис Найт с Библией в сумочке. Раньше, когда люди говорили о религии, я затыкала уши. А в тот раз я была готова слушать. Вот как я услышала о возможности жить в Царстве Божьем».

Она приподнялась немножко в кровати: «Теперь я знаю, что я проживаю лучшие дни моей жизни. Если ты предложил бы мне выбраться из кровати и жить без боли там 20 лет назад, я не была бы тебе благодарна. Без этой боли я никогда бы не узнала и не приняла путей Божьих. Он знал, что мне нужна эта болезнь, и поэтому я благодарю Его за то, как Он устроил мою жизнь».

Почему страдают невинные?

Причина для страданий Марджери Лосан нам понятна, но как же те многие люди, страдания которых кажутся совершенно бесцельными? Житель Центральной Африки, например, который никогда и не слышал про Христа, растерзан львом или заболевает и через несколько недель умирает в горячке. Или малыш в коляске убит молнией во время неожиданного урагана в деревне в Англии. Этими страданиями их ведь не готовят к Царству Божьему, так зачем же они страдают?

Адам согрешил, а мы наследуем его грешную природу, и потому в независимости от того, знаем мы о Христе или нет, мы страдаем.

Подумайте о Христе

Чаще всего мы задумываемся о страданиях, когда у нас самих горе. В такие времена я вспоминаю отрывок из Послания Евреям 12:1-13. Это – довольно большой отрывок, чтобы цитировать его здесь целиком, но его стоит перечитать несколько раз.

«Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (стих 3).

Потому, когда мы жалеем себя, мы могли бы думать про Иисуса. Он претерпел страдания добровольно и без жалоб. Он знал, что в Его страданиях есть смысл и цель. Несколько ранее в этом же Послании сказано, что Иисус «страданиями научился послушанию» (Евреям 5:8). Если б мы только последовали этому совету и думали о Христе, то переносить наши страдания нам было бы намного легче.

Люди часто говорят: «Ну почему всё это случилось со мной? Я же хороший человек. Я же никому не причинил вреда. Почему плохие люди живут безнаказанно, а я должен страдать?»

Иисус – единственный Человек, которому позволительно было бы так говорить: «Я никому не причинил вреда», но Он никогда не сказал: «Почему все это должно быть со Мной?»

«Помыслите о Нем», – советует Библия. И если мы будем хранить в памяти, как Христос добровольно принял страдания за нас, чтобы освободить нас из-под власти греха, то никогда не захотим возмущаться нашими неприятностями.

Выводы

Подытожим теперь, что мы узнали, взглянув на настоящее, на мир сегодня:

  1. Боль помогает нашему телу развиться в здоровый организм. Без боли мы были бы калеками.
  2. Так же и без страданий в мире никогда бы не было людей с сильным характером.
  3. Наши страдания переносить легче, если мы думаем о страданиях других – например, Христовых.

Будущее

Мальчишка проходил с папой мимо строящегося здания. Он посмотрел на здание пристально и сказал:

«Пап, это что строят?»

«Дом детского творчества».

«Что-то мне он совсем не нравится. Смотри, кучи песка, кирпича, грузовики, тележки: что, где, – ничего не понятно. А эти балки вообще уродливые. Как будто бригадир и архитектор понятия не имеют, как строить».

«Погоди, – сказал отец, – не торопись. Вот достроят в следующем году, уберут мусор, тогда и будет видно, хороший ли это архитектор».

«Пап, а нам можно как-нибудь узнать, как всё будет выглядеть, когда достроят?»

«Чтобы узнать, тебе нужно будет пойти в библиотеку. Там на стене висит картина «Впечатления художника о новом доме детского творчества». Тогда и увидишь, как примерно он будет выглядеть».

Взгляд на Царство Божие

Если мы не понимаем, почему Бог не прекращает страдания, то мы как тот мальчишка. Боль и смерть – только строительные материалы. Они лишь временны и служат определенной цели.

Библия объясняет, что Бог планирует замечательное будущее для всего мира. Она делится с нами «впечатлением Художника» о том, каким будет этот мир, когда Бог завершит работать над ним. Библия рассказывает, как вернется Иисус, чтобы установить Божье Царство здесь на земле. В Царстве верные последователи Христа получат вечную жизнь и будут всегда с Ним в совершенном мире.

А сейчас страдания всё еще необходимы, пока Бог развивает характер тех, кто хочет быть в Его Царстве. Но когда таковых будет достаточно, страдания больше не будут нужны. Тогда Бог очень многое поменяет в мире. И в Божьем Царстве не будет ни боли, ни страданий, ни греха, ни смерти.

В тот день, когда все эти временные «приспособления» исчезнут, не останется сомнений, что Архитектор Вселенной строил мудро.

Любимая глава Марджери

Боль никогда не покидает Марджери. Но иногда ей приходится страдать больше, чем обычно. Я заехал к ней в один из таких дней, и она была рада, когда я сказал, что ненадолго. «Перед тем как уйти, можешь прочитать для меня мою любимую главу?» Я спросил: «Какую?» Она сказала: «Исаия 35». Открывая Библию, я думал, что мог бы сразу догадаться, что глава будет про Царство.

«Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет… и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отвернутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне и в степи – потоки. Там будут ходить искупленные. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся».

Я попрощался и ушел, а Марджери осталась со своей болью и своей Библией. Но теперь она была сильнее, чем когда я только пришел. Когда я читал ей, выражение спокойствия осветило ее лицо. Морщины от постоянной боли были уже не так заметны.

Три креста на Голгофе

Три креста стояли на холме Голгофа. Три человека были повешены и умирали. Господь Иисус Христос в центре. Они были лицом к лицу с проблемой страдания, в наибольшем ее проявлении – смерть через пытки. Оба разбойника проклинали Иисуса.

Когда в наши дни у людей неприятности, они говорят: «Если есть Бог, почему Он не прекратит страдание во всем мире?» Разбойники высказали похожую мысль: «Если ты и правда Христос, тогда спаси себя, да и нас тоже!» (Матфея 27:44 и Луки 23:39).

Но позже один из них унимал другого, всё еще проклинающего Иисуса.

«Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» Иисус пообещал ему это.

Мы тоже там

Можно сказать, что те два преступника представляют собой всё человечество. Мы все там – на Голгофе. Мы все страдаем, умираем, и, как сказал один из разбойников: «мы осуждены справедливо». Мы – приговоренные грешники.

Как и оба они, сначала мы были врагами Богу. В юные годы мы жалуемся на боль и неприятности и думаем, что Бог к нам несправедлив.

Но через какое-то время наше отношение к проблеме страданий меняется, и выделяется две группы людей, как два разбойника.

Первый представляет собой людей, которые непрестанно спрашивают: «Почему Бог не избавит меня от страданий?» Поэтому, как тот разбойник, они умирают с возмущением и без обещания будущей жизни.

А другой представляет собой тех, кто отвечает на призыв Христа. Они понимают, что Бог знает лучше, что Он мудро, справедливо и с любовью направляет нас по жизни. Они понимают, что страдания временны. Они перестают заботиться о своих страданиях, а сосредотачиваются на том времени, когда придет Царство Божие. «Да придет Царствие Твое»; «Вспомни меня, когда придешь!»

Такие люди умирают с обещанием Божьего Царства. Это о них упоминается в Откровении 7:14-17:

«Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца.

За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них.

Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной:

ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их».

Перевод Юлии Даунс
(с разрешения автора)


Вернуться назад…