Христадельфиане - официальный сайт
Принципы и притчи
8. ПРИЛЕЖАНИЕ И ЛЕНЬ

Желающий научиться от книги Притч должен быть готов разглядеть в себе небольшие низменные наклонности, осуждаемые в ней, не обязательно экстремальные. Он должен помнить, что он таков же, как и все – странная смесь добра и зла – иногда может иллюстрировать собой образцы Соломоновой мудрости.

У нас не бывает затруднений с замечанием недостатков в других; более того нам трудно удержаться от “подглядывания”. Но, хотя иллюстрации всех видов слабостей не редки, все же крайности не очень часты. Мы не встретим глупца, соответствующего всем пунктам определения глупости, но случается наблюдать долю глупости даже у рекомендованных мудрецов. Мы так же никогда не увидим последнего лодыря, но подмечаем его черты в весьма трудолюбивом человеке, а заодно и в самих себе.

О прилежном пишется, что он будет богат, станет правителем, что он не имеет цены, что душа его насытится, мысли его обильны и что прилежный предстанет пред царем.

О ленивом пишется, что он будет жить в бедности и несчастьях, что ленивый как дым курильщика, лезущий ему в глаза, что он брат расточителю, и, наконец, известный стих: “Помысли о муравье, лентяй, и будь мудр”.

До сих пор уроки были очевидные и комментарии излишни. Мы читали притчи и понимали, что крайности не есть основа мира; мы прилежные работники, а не лодыри, и тут реформы не требуются. Но некоторые притчи о лени желательно изучить поглубже. Мудрое выражение часто нарочито преувеличенно, чтобы оно было применимо к любому из нас, а потому и не может идеально подходить к каждому. Ни один здравомыслящий человек не станет по своей воле ходить “по горящим угольям” или “глотать огонь”, но многие, в переносном смысле, играют с огнем и обжигаются. Зато многие прислушиваются к словам мудрости и рассудительно применяют их в своей жизни. Они предвидят нехорошие последствия необдуманных поступков, тогда как не прислушавшиеся к голосу мудрости “предаются наказанию”. “Не играйте с огнем”, так предупреждены мы против порока лени и призываемся к прилежанию притчами, где царят крайности.

Ленивый не поджаривает пойманной дичи; ему лень донести ложку до рта; он вертится в постели, как дверь на петлях; его огород порос сорняками и ограда завалилась.

Мы не можем представить себе голодного человека, считающего слишком большим трудом приготовить на огне с таким трудом добытую дичь или настолько ленивого, чтобы не дотянуть ложку до рта. Просто бывает, что трудолюбивый человек вдруг предается отдыху, когда от него требуется максимальная отдача. Иногда они, полные энергии, проделывают большую работу, а когда она близится к завершению вдруг теряют к ней интерес и после небольшой паузы набрасываются на новую. Они хорошие охотники, но плохие повара. Способны ли мы заметить это в себе?

Дверь, подвешенная на петлях, полезна хотя бы тем, что защищает от ветра, а лентяй в постели вовсе ничему не служит. Это похоже на карикатуру очень нерешительного человека, – есть ли нерешительность следствие лени? Можно ожидать, что люди как раз нерешительные громко скажут “нет” – они тратят много умственной энергии, взвешивая все варианты, чтобы сделать получше, а лодырь только и думает как бы вообще не делать. Чрезмерная осторожность еще не лень.

Настало время получше разобраться в притче. Многие находят более привлекательным утром остаться поваляться в постели, а дневные заботы скучными. Приходится делать усилие, чтобы вскочить и умыться холодной водой, но потом уже никого не тянет назад под одеяло. Если мы полны решимости побороть лень, то прилагаем к этому усилия. Так и в остальной жизни, если работа не интересна, то приходится делать усилия над собой. Самый трудный первый шаг – почти во всем, даже в том, чтобы написать на бумаге эти правила: однажды вдохновение придет и статья будет готова. Уже начатая работа продвигается быстро, но перед ее началом нужно погрузиться в обдумывание темы. Это напоминает долго не встающего утром. Но есть люди, принимающиеся писать сразу по приходе в голову первой мысли, но скоро устают и бросают дело. Они похожи на ленящегося поджарить пойманную дичь.

Возвращаясь к откладыванию принятия решения, мы можем отметить возможность понимать это как форму лени, хотя бы речь шла о желании сделать больше в конечном итоге, чем это требуется. Важнейшие решения принимаются легче всего потому, что они ясно отражают, где плохо, а где хорошо. Трудны решения те, к которым не применимы основные принципы верности. Они и трудны и незначительны по одной и той же причине. Зачем тогда тратить на них время? Для принятия верного решения придется посчитаться со многими “за” и “против”, но человек в принципе не способен найти абсолютно лучший ответ. Поэтому достаточно недолгого, но упорного обдумывания, чтобы судить о возможном решении. Нерешительные, по большей части, откладывают именно это час настойчивой мысли. Всегда остается опасность, что время обдумывания так и не наступит, а решение будет принято самое посредственное.

Несомненно, необходимость принятия решения здорово будоражит мозг, работа в нем продолжается и беспокоит постоянно независимо от фона жизни. Возможно, что в этом есть некая тень лени, хотя именно вследствие бесконечного откладывания работы будет произведено гораздо больше, чем в случае прямого решения. Одни делают поспешные выводы, другие слишком запоздалые – лучше решить побыстрее, но и обдумать не вредно, но вот лень способна испортить конечный результат. Чересчур скорый на решения имеет время отдохнуть, пока последствия его поспешности не дадут о себе знать. Колеблющийся терзается сомнениями (с самыми добрыми мыслями) и изводит себя все время ожидания, но результат может быть ничуть не лучше, чем у первого.

Если человек способен обнаружить в себе признаки лени, то может попытаться ее победить. Если тяжкого труда обдумывания, так или иначе, не избежать, то лучше приступить немедленно. Взвесьте известные факты и сделайте определенный вывод, тогда не придется жалеть о поспешности или терзаться ожиданием. А поскольку никто не знает, каков мог быть результат в случае иного решения, то и не нужно обвинять себя в неразумности – пусть даже финал всего разочарует.

Мудрый взглянул на сад ленивого и увидел сорняки и сломанный забор. Он подумал над увиденным и из этого отрицательного сделал полезный вывод: “Там поспал, там подремал, подложивши руку под голову – так подкрадывается нищета и нужда врывается как солдат”.

Тут нет никакого иносказания. Неверный вывод могут сделать лишь те, кто не знает, как ведется огород. Они посчитают человека лодырем, а он, возможно, заболел или уехал на несколько дней. Сад упоминается для иллюстрации, но в быстром росте сорняка мы видим урок: где есть почва там будет и сорняк. Когда ум праздный – его займут мысли ленивого. Дурные мысли похожи на сор, а деловые – на нежные растения; как и первые, если их не вырвать как можно раньше, негодные мысли займут весь мозг и умножат зло.

Есть еще одна возможность провести параллель между садом и умом. Как грязь считается уместной в неухоженном месте, так и сорняк приживается там же. Некоторые думают, что самые злостные сорняки нигде не приветствуются, но это происходит от незнания их особенностей. Хорошо известно, что растение в одних условиях, несомненно, полезное, может превратиться в душителя других полезных насаждений при иных обстоятельствах. Так же и мысли, делающие честь одной голове, становятся неуместными под другим париком. Для прилежного лучше содержать мысли в порядке.





Назад Вернуться к содержанию   Следующая глава… Следующая глава