Христадельфиане - официальный сайт
Принципы и притчи
10. ПРИНЦИПЫ БРАТСТВА

Вопрос состоит в том, чтобы найти принципы, заложенные Писанием и ведущие к правильному пониманию Братства. Есть, конечно, общепризнанные истины: существуют такие ошибки в понимании Писания и в практической обрядовости, что их надо избегать заведомо. Но есть и незначительные заблуждения, не ведущие к необходимости разрыва с братьями. В промежутке остается много чего такого, что неизбежно вызывает споры.

Во время неурядиц человеку свойственно впадать в преувеличенно выпуклое восприятие. Так же бывает и в братствах. “Если вы можете терпеть такое, – говорят одни, – вы приравниваете себя к неверующим во Христа. А то и просто к ворам”. “А если вы готовы к расколу по этому поводу, – отвечают другие, – то вы готовы бросить брата только за то, что он был с экскурсией в музее естествознания”. Такие сатирические выпады могут облегчить души спорящим, но совершенно бесполезны в серьезной дискуссии. Тут пример, когда крайности порождают другие крайности, и все вместе ведут к хаосу в голове, принципы игнорируются и люди составляют свое мнение в соответствии со своими чувствами на момент спора.

Возможно здесь применим принцип, по которому Бог на время оставляет человека, чтобы проверить его сердце. Даже апостолы, уже будучи наделенными Святым Духом, не освобождались от необходимости высказывать свое мнение. Между апостолами Петром и Павлом были разногласия по вопросу насколько далеко можно зайти в признании еврейских предрассудков относительно верующих язычников. Очевидно, Петр был не прав, отойдя от некоторых братьев-неевреев не в соответствии с принципом, а из боязни услышать нарекания от евреев. Святой Дух не освободил апостолов от необходимости принимать решения, чтобы они могли формировать и закалять свои характеры. В работе над посланиями, однако, они были постоянно под его “присмотром” и их послания уже безупречны с позиций Св. Писания. Послания обоих титанов находятся в полном согласии друг с другом.

Можно поэтому считать, что и в наши дни – по воле Господа – мы испытываем иногда затруднения в приложении принципов к повседневной жизни, а в этом нужно стараться быть честными и уберегать себя от позывов плоти, которые только и ждут своего часа, особенно в тяжелое для нас время.

Есть еще один принцип, касающийся братства. Всем надо прислушиваться к уже цитированным частям Писания о слабостях человеческих.

Неправильно “выискивать неправедность”, но в трудное время человеку не устоять от соблазна. Если политик недоволен другим, то с какой радостью воспринимает он известие о существовании “компромата” на него. С какой легкостью он ему верит и как уверенно добавляет “недостающие” детали. Сведения могут не иметь ничего общего с существом дела, но это не важно. Все пойдет в дело.

Все сказанное, конечно, обыкновенная бесовщина, но, увы, она характеризует нашу природу. Человек предпринимает отчаянные шаги, чтобы убедить себя в необходимости быть сердитым, хотя дело, если оно вообще есть, не стоит упоминания. Если он верит Библии, то должен помнить, что все, кто ищут неправедности в других и теснят человека за одно слово, будут отвергнуты (Ис.29:20). Вообще нетрудно собрать позорящие сведения о ком бы то ни было. Очень велико искушение заняться этим, когда разгораются споры и особенно, если аргументы никуда не годные. “Нападающая” сторона гоняется за “компроматом” и, поймав один, спешит за следующим.

В суде участникам тяжбы предлагаются вполне определенные обвинения. Невозможно отвлечь суд чем-то, не относящимся к делу. Теперь мы еще свободны от таких ограничений, но не нужно забывать, что придет время предстать перед судом гораздо более квалифицированным, чем земной суд, и ответить за “всякое праздное слово”. Лучше не искать неправедных ни среди тех, чьи ошибки мы замечаем, ни среди тех, кто следит за нами. Такая слежка неизбежно приводит к празднословию.

Приступая теперь к разговору о братстве, мы не найдем ничего лучшего, чем обратиться прямо к Св. Писанию, выделив все места, где об этом упоминается. Поистине небезопасно считать, что слово в Библии определенно употреблено в том значении, какое мы придаем ему в наше время. Об одном богослове рассказывают, что, будучи спрошенным о библейском свидетельстве в пользу обряда конфирмации, он привел полный список всех мест, где это слово упоминается и сказал, что это и есть доказательство. Аргумент этот даже не был аргументом, т.к. слово в Библии было далеко по смыслу от предмета спора. Тем не менее, старательный исследователь мог бы извлечь пользу даже из такого списка – из манеры ведения дискуссии видно, на чем зиждилась вера в былые времена.

Мы желаем познать значение слова и доктрину братства в соответствии с учением Писания. Отыщем все места в Новом Завете, где можно встретить слово. В каждом случае дается достаточный отрывок, чтобы он мог напомнить читателю, о чем идет речь.

Деян.2:42“Постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах”.
1Кор.1:9“Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа”.
2Кор.8:4“Участие их в служении святым”.
Гал.2:9“Подали мне и Варнаве руку общения”.
Еф.3:9“В чем состоит домостроительство тайны”.
Флп.1:3-5“Благодарю Бога при всяком воспоминании о вас… принося с радостью молитву за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне”.
Флп.2:1“Утешение во Христе” (в иных версиях утешение = братство).
Флп.3:10“Участие в страданиях Его”.
1Ин.1:3“Чтобы и вы имели общение с нами… с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом”.
1Ин.1:6“Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем”.
1Ин.1:7“Если же ходим во свете… имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха”.

В дополнение к приведенным стихам возьмем еще пару для отображения факта, что слово может иметь иное значение, чем то, что анализируется.

2Кор.6:14“Какое общение праведности с беззаконием?”
Еф.5:11,12“Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте, Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить”.

(Во всех примерах значение слова “братство” передаются словами: общение; участие; домостроительство; утешение – все они в английском оригинале имеют одно значение: “fellowship” – прим. переводчика).

Эти отрывки дают нам недвусмысленное понятие о самых жизненно важных истинах, которые, к тому же, частенько забываются.

Братство, к которому мы призываемся, есть евангельское братство. Это братство с Отцом и Сыном, и это то братство, “которым мы призваны в общение”. Это хорошо гармонирует со словами Иисуса: “Никто не может прийти ко мне кроме…”.

Эти отрывки должны привести нас к заключению, что евангельское братство – не на час, как это бывает в миру. Если люди призваны к братству Самим Богом, нам потребуется все свидетельство Писания, прежде, чем мы получим право изгнать кого-то из него.

Далее мы разберем заповеди, имеющие дело с таким изгнанием. Есть два отрывка, которые часто приводят в подобных случаях, не обращая внимания на контекст. “Не участвуйте в бесплодных делах тьмы”, – здесь идея выдворения явственно присутствует. Смысл таков, что “дела тьмы” творят за сценой, и о них лучше не упоминать без нужды.

Вторая заповедь, к которой обращаются также часто, есть увещевание удаляться тех, кто поступает противно закону, подразумевая людей нечестных. Апостол далее говорит в более общих чертах: “Если же кто не послушает слова нашего в этом послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его; Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата” (Фес.3:14,15).

Там есть недвусмысленная рекомендация отстраняться от того, кто “мутил воду” в Коринфе, но в обоих посланиях коринфским церквям предлагается не “упускать” брата, а непременно убедить его покаяться во имя спасения.

В 1Тим.6 есть прямое указание на изгнание – по причине увлечения людей не божьими делами, а сугубо человеческими вследствие извращенности их умов. Есть несколько советов избегать людей, отступивших от учения Христа или вообще отошли от следования Св. Писанию. Нетрудно очертить круг суждений в этих вопросах. Как отметил др. Томас, важнейших принципов немного, и они просты. Более того, они настолько противны “плотской мудрости”, что в привычном окружении даже отталкивают. Если люди вообще готовы их принять, то уже не трудно будет принять их в целом.

Разногласия в понимании учения, отмечаемые сейчас, иллюстрируют этот факт. Новые теории появились на свет и вошли в конфликт с принципами. Сила и единство принципов снова показали себя в полной мере. Там, где дух верности принципам победил, новые идеи были отвергнуты, как только их истинный характер стал очевидным. Иногда, однако, присутствует и вредоносный дух новизны, да плюс еще личные чувства. Практически нет предела возможности порождения зла в спорах или чудовищ в болезненном воображении. Вот иллюстрация сказанному. Известный всем брат вынес на обсуждение идею в библейских классах и, сам того не желая, поднял бурю обсуждений. Вопрос был о принципах взаимоотношений Бога с людьми. Старший брат правильно понял тему, и после недолгого обсуждения более молодой принял его точку зрения и отказался от прежде отстаиваемого мнения. Через несколько лет “инструктор” заявил о своей поддержке отвергнутой им теории, и по неизвестным причинам продолжал разрабатывать ее до тех пор, пока разрыв с остальными братьями стал неизбежен. Вряд ли кто теперь поддержал бы его теорию. Она возникла в период смятенного искания нового, отжила свой короткий век и была всеми забыта.

Среди нас много лет уже царствует единодушие по вопросам принципов Правды. Новые идеи, угрожавшие принципам и сулившие раскол, не выдержали настоящих испытаний. Они сгинули по причине своей недееспособности, и если сохранилась какая брошюрка, то только в лавке курьезов. Их не цитируют наравне с Правдой, их вообще не цитируют. Тут есть урок нам всем.

Еще один ряд библейских стихов имеет отношение к соревнованию внутри экклесии. От нас требуется утверждаться в вере по мере принятия нас в ряды братьев, но не соперничать друг с другом. Соревнование и споры числятся в делах зла (2Кор.12:20; Иак.3:14-16). В послании галатам содержится серьезное предупреждение по поводу такого соперничества (Гал.5:15). Нам следует смотреть в оба, чтобы соревновательный дух был на пользу вере, а не на потеху братьям.

Есть еще и другие заповеди. “Не судите, да не судимы будете. Какой мерой меряете, такой и вам будет отмеряно”. “Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке” (1Кор.4:5). “Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает” (Римл.14:4). И еще советуется: не ругаться друг с другом. И еще поясняется: кто возводит хулу на своего брата, оскорбляет закон и судит закон, но если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, а судья.

Кто-то в отчаянии спросит, как согласовать столь серьезное предупреждение против осуждения друг другом и простую заповедь не иметь ничего общего с теми, кто творит злые дела.

Ответ уже есть в самом Писании, нам остается только приложить его по месту и не ошибиться. Воля Бога такова, что ответственность лежит на нас, и мы должны принять решение в соответствии с учением Св. Писания. Если кто-то цитирует отрывок, посвященный делам зла, “о которых и говорить то стыдно,” и применяет сказанное к делам благим, можно только сожалеть, что учение не пошло на пользу. Если кто-то возмущается различным подходом в деле точного приложения заповедей и обвиняет брата в отказе от веры и даже обвиняет в повторном распятии Христа, то в этом случае трудно говорить хотя бы о попытке праведного суда.

Пришло время воспользоваться простым языком в отношении евангельского братства. Много ошибок делается при попытке осознать меру святости братства Отца и Сына, к которому Господь призвал нас. Так же неправильно понимается иногда значение братской любви. Ее часто считают проявлением сентиментальности, которая становится на пути верующего к Богу. Удивительный и яркий комментарий был сделан братом, который способствовал уходу части верующих из общины, другие члены которой в ней остались, хотя были недостойны ее звания. Были сомнения по части правоверности этих братьев: “Так давайте оставим Богу право сомневаться, а их отсечем”. Впечатление было, что всякая мысль о единстве считалась сентиментальной слабостью, а порыв к расколу – рвением по Господу. Казалось, что возможность согрешить против Бога, призвавшего к евангельскому братству, отрешением от “неверных” даже не рассматривалась. Если были сомнения в положении этих отверженных, то тем более верно было бы ожидать сомнений Господа по поводу их отвержения!

Всякий знает, что мы ничего не можем предложить Богу, кроме своей покорности, кроме знаний Его Слова, от Него же и полученных, кроме согласия, что Его заповеди одинаково все для нас авторитетны. Все должны знать, что на один отрывок Библии, говорящий о том, чтобы сторониться неправедных, приходятся десятки говорящих о любви и долготерпении, кротости, доброте, умеренности, жалости, утешении слабых, укреплении слабых и научении ошибающихся, утверждении любви, несении чужой ноши, скромности в самооценке, исполнении любого дела без стонов и жалоб, пребывании в мире и согласии со всеми.

Когда мы взываем к закону любви, то не имеем в виду слепое сентиментальное человеческое чувство. Мы говорим о любви по образцу Христовой – выразившей себя в его смерти за полную несовершенства церковь, и нашедшего в себе силы утешать учеников, сам находясь в нескольких часах от вечности. Заповедь Бога о любви – самая душевная и наиболее трудная к исполнению из всех. Она подразумевает гораздо более полного самоотречения, чем все требования заблудших критиков о подавлении плоти. Если мы игнорируем эту заповедь, неоправданно жестоко прилагая к ошибающимся требование сторониться их, то грешим вдвойне: тем, что делаем и тем, чего не делаем.

Из всего приведенного материала можно вывести следующее.

1. Евангельское братство есть братство с Отцом и Сыном, к нему Господь нас призвал. Следовательно, это свято и с этим нужно обращаться подобающим образом.

2. Если мы связываем себя с миром, то делаем обратное тому, что Господь нам советует.

3. Если мы отталкиваем от себя без основательной поддержки со стороны Св. Писания, то так мы гоним тех, кого Господь призвал.

4. Мы всегда должны помнить предостережение против осуждения друг друга и бесконечных увещеваний в любви и терпимости.

5. Бывает, что, по совету апостолов, нам приходится принять решение об уходе от братьев, оскорбляющих веру (2Ин.10); от тех, кто бесконечными спорами вызывает гнев, борения словесами, перебранки, подозрительность (1Тим.4:6); от тех, кто аморален (1Кор.5:11); от тех, с кем можно говорить только после их покаяния.

6. Все неправедное греховно, но нет смертного греха (перевод точен – прим. переводчика). Многие из грехов заслуживают укоризны и порицания и должны быть оставлены на окончательный суд Господу (1Тим.5:20; Тит.1:13; 1Кор.4:5).

7. Находясь в братстве с Богом и Сыном, мы имеем возможность состоять в братстве друг с другом; кровь Христова смывает с нас все грехи.

Насколько полезны эти принципы? Достаточно ли верно они изложены? Если вы так не считаете, то возьмите Библию, посвятите время ее исследованию и постарайтесь прийти к более достоверному положению вещей. Добавьте то, что посчитаете необходимым, но не отбрасывайте здесь изложенного.

Неугасающие споры часто прямо подталкивают к возбуждению части братьев к “избавлению” от неугодных, видимо из страха показаться слабыми в вере от общения с ними. Закону и Заветам есть один путеводитель. Отрицают ли эти братья хоть один элемент веры? Виновны ли они в разжигании споров, ведущих к невозможности экклесиальной жизни? Повинны ли они хотя бы в одном из тех аморальных поступков, о которых говорили апостолы? Короче, можно ли подобрать библейский принцип, который дал бы вам право сказать: “Эти люди удостоились быть призванными Господом в евангельское братство, но они заняли такую позицию, что Св. Писание предписывает мне крайние шаги по удалению от них?”

Наверное, нет таких обвинений, которые поддавались бы мгновенному анализу и окончательному решению, скорее можно говорить об установлении причины. Избегайте многих и убийственных обвинений. Нетрудно запятнать людей, имея превосходство в числе. Судить об этих обвинениях трудно независимо от того, верны ли они полностью, верны ли наполовину или вовсе не верны. По счастью, нам не вменяется в обязанность судить. Скорее предлагается воздерживаться от этого. Мы имеем обязательства перед своей экклесией сделать ее истинным светочем веры, но Св. Писание не дает нам оснований считать, что мы можем заняться усовершенствованием экклесиального братства в другом городе. Смирна не несла ответственности за грехи Лаодикии, и Смирна стала бы на скользкий путь, задумай она осуждать Лаодикию. Бог им судья.

Братьям нет нужды задумываться о необходимости вмешиваться в случае очевидного падения других, нет нужды принимать чью- либо сторону. Если кто-то из братьев в чрезмерном рвении предлагает не достойное Библии расслоение коллектива, то вся ответственность лежит на них. Изгоняя тех, они изгоняют и нас. Ясно, что мы не станем искать их общества, если они отсекают тело, которому мы принадлежим. Также совершенно очевидно, что только они могут поправить дело. Мы вполне можем заявить: “Мы вас не гнали, вы гнали нас”. Старый плотский человек не одобрит сказанного, но этим выражено все отличие между жизнью и смертью в день Суда.

Если бы церковь Лаодикии существовала сегодня, то Господь приготовил бы ей свое решение. Он единственный, кому Бог вверил право судить. Нам же стоит быть осторожнее даже в выражении мнения по таким вопросам. В тысячу раз более осторожно, чем когда мы говорим или пишем.





Назад Вернуться к содержанию   Следующая глава… Следующая глава