Христадельфиане - официальный сайт
Главная    Христадельфиане    Христианская литература    Библейские курсы    Новости экклесий    Фотогалерея
Журнал «Добрые Вести»    Журнал «Небесное сокровище»    Интересные статьи    Спутник Библии    Гимны    Форум
«НАДЕЖДА ИЗРАИЛЕВА»
ХЕРУВИМЫ

В рассказе Моисея очень немного сказано о херувимах. Это слово является существительным во множественном числе, а потому речь идет более чем об одном объекте. Однако из чего состоит это множество? Я должен сказать, что, судя по тексту следующей главы, имелось в виду именно множество лиц, ибо, когда Господь Бог осудил Каина на бродячую и скитальческую жизнь, братоубийца ответил: “Вот, от ЛИЦА ТВОЕГО (в еврейском языке – множественное число, т. е. “от ЛИЦ ТВОИХ”) [Это слово стоит во множественном числе только в еврейском языке (сравните также Бытие 32:30 и Иезекииль 10:14)] я скроюсь” (Бытие 4:14), что значит: “Мне не будет больше разрешено подходить к лицам херувима, которого ты поставил на востоке сада, чтобы преподнести приношение за мой грех”. Как он верно заметил: “Проступок мой больше, нежели простить можно”. Он был изгнан от Лиц Божьих еще дальше на восток как убийца, обреченный на вечную смерть (Иоанн 3:15) в конце его жизненного пути.

То, что лица были связаны с херувимами, кажется бесспорным из других отрывков Писания, где они описаны. Господь говорил о херувимах с Моисеем на Горе. Завещая ему сделать ковчег или стол, обложенный золотом, с венцом вдоль его верхнего края, Он сказал: “Сделай также крышку из чистого золота… И сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих концах крышки”. В другом месте это объяснено так: “Выдавшимися из крышки сделал херувимов с обоих концов ее” (Исход 37:8). И далее: “И будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу; к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху; в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе” (Исход 25:10-21).

Вероятно, причина, по которой Моисей не привел описания херувимов в Книге Бытия, состояла в том, что он намеревался рассказать об этом более подробно, когда подошел к знакомству с самым святым местом в скинии. В предыдущем отрывке дано их описание, по которому они имеют крылья и лица; будучи сделанными из того же куска золота, что и крышка, на которую они смотрят, созерцая кровь, окроплявшую ее, они, безусловно, стали символом, связанным с процедурой искупления греха пролитием крови. Однако их значение было большим. Они были троном Бога в Израиле. Поэтому псалмопевец говорит: “Господь царствует… Он восседает на херувимах” (Псалом 98:1). Этот трон был водружен для помилования: по этой причине покров ковчега, содержащего откровение, манну (Исход 16:33; Иоанн 6:33) и расцветший жезл (Числа 17:8; Исаия 11:1), был назван Очистилищем (Евреям 9:5) (в большинстве же случаев он называется в русском переводе, в отличие от английского, просто “крышкой” ковчега, что не отражает его значения – примечание переводчика) или троном, – место, где Господь покрывал грехи своего народа. Это был также Давир (отделение для Святого-святых в иерусалимском храме) (3 Царств 6:5), или место, в котором Бог общался с народом Израилевым через посредничество Моисея. “Там, – говорил Господь, – Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать через тебя сынам Израилевым” (Исход 25:22).

Однако хотя Моисей рассказывает нам о двух херувимах со множеством лиц и крыльев у каждого [Каждый из них нуждался в двух крыльях, однако Писание не говорит здесь точно о множестве лиц у каждого (Исход 25:20). Мы читаем о “лице херувима” (Иезекииль 10). Херувимы Едема (Бытие 3:24) появляются, чтобы быть ангелами (сравните со случаем с Валаамом в Числах 22:31). Моисеевы и Соломоновы херувимы были фигурами божественного назначения, сделанными человеком, которые в обрядах олицетворяли Божьих людей, сделавшихся во Христе “равными ангелам”. Херувимы и живые существа Иезекииля и Иоанна представляют собой это “единое тело” в повествовании, которое здесь графически дано Доктором Джоном Томасом], он не говорит нам, какого рода лица и сколько крыльев у них есть. Эту недосказанность, однако, возместил Иезекииль. Он сказал, что у каждого из них есть четыре лица и четыре крыла, человеческое тело со ступнями ног, как у тельца, и с человеческими руками под крыльями. Одно из их лиц – человеческое, второе подобно львиному, третье выглядит, как лицо тельца, четвертое же подобно орлиному. Описанное в первой главе Иезекииля составляет в совокупности, очевидно, образ Мессии на троне, окруженном Его святыми, и все они побуждаемы к действию и прославлены Божьим Духом. Ободья колес у Иезекииля полны были глаз, однако, у херувимов, виденных Иоанном, не было колес, но зато было два дополнительных крыла, а глаза были перенесены на шесть крыльев (Откровение 4:8). В этом месте херувимы именуются “животными”, а если точнее, тварями живыми (τα ζωα); и связаны с “двадцатью четырьмя старцами”.

Теперь, связав всё то, что сказано о них в разных местах Библии, мы увидим, кого представляли четыре херувима Иезекииля, каждый из которых с четырьмя лицами, и их колеса, и четыре херувима Иоанна, каждый из которых имел отличное от других лицо и двадцать четыре символических старца. Написано, что “четыре животных и двадцать четыре старца пали перед Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть (т. е. олицетворяют) молитвы святых; и поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан, и кровию своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле” (Откровение 5:8-10). Из сказанного становится ясно, что херувимы и прочие олицетворяют собой совокупность тех, кто был искуплен из народов, в их воскрешенном состоянии. Агнец, четыре херувима и двадцать четыре старца являются символическим образом того, что выражено фразой: “освященные во Христе Иисусе, призванные святые” (1-е Коринфянам 1:2), то есть те, кто составил праведность Божью во Христе в славном состоянии.

Херувимы являются символом союза, глаза же, обозначающие отдельных персон, все вместе составляют того, кто обозначен Херувимами. Агнец введен, чтобы олицетворять отношения между святыми глазами, или святыми людьми, и Лицами Херувимов, то есть между ними и Господом Иисусом, в то время как “двадцать четыре старца” представляют собой “Израиль Божий”. Их двадцать четыре потому, что Царство Божие, будучи Израильским Содружеством, организовано из двенадцати сыновей Иаковлевых в качестве своих ворот (Откровение 21:12) и из двенадцати апостолов Агнца – в качестве его основ (Откровение 21:14; Ефесянам 2:20); первые, будучи входом в нынешнюю жизнь плотских колен, или подданных, последние же – основания усыновленных колен, или НАСЛЕДНИКОВ царства, так что двадцать четыре – это число, олицетворяющее состав духовного Израиля Божьего, ибо без национального не могло быть духовного, точно так же, как никто не мог бы получить американское гражданство, не существуй американской нации.

Однако для Моисеевых Херувимов было недостаточно нескольких характеристик, которые отличают херувимов Иезекииля от Иоанновых. Последние просто имеют крылья и лица. Его же херувимы были не только из чеканного золота, то есть материала, из которого была сделана и крышка, но были вышиты на Завесе из синей, пурпурной и червленой шерсти, отделявшей Святое-святых от скинии (Исход 26:31-33). Тогда, когда “Иисус, возгласив громко, испустил дух (εζεπνευσε), завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу” (Марк 15:37-38). Таким образом, мы видим преломление тела Иисуса, отождествленное с разрывом Завесы Херувимов, чем обозначено, что последние олицетворяли собой Господа.

Мы, следовательно, пришли к тому, что Моисеевы Херувимы символизировали “Бога, явленного во плоти” (1-е Тимофею 3:16). Мы хотим теперь удостовериться в том, каким образом Он воплощает проявление, олицетворенное Херувимами. Первое, что мне хочется отметить в решении этой интересной проблемы, – это то, что Писание говорит следующее: “Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы” (1-е Иоанна 1:5), – и вновь: “Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Иоанн 4:24); и в третий раз: “Господь, Бог твой, есть огонь поядающий” (Второзаконие 4:24). Из этих трех отрывков, являющихся примерами многих других, мы понимаем, что Бог олицетворен светом, духом и огнем; следовательно, когда о нем говорится как о проявленном во плоти, становится необходимым отобрать определенные образы, происходящие из царства животных и символизирующие свет, дух и огонь. Так древние для этой цели отобрали льва, тельца и орла, возможно, опираясь на традиционное значение этих зверей, или их лиц у первых Херувимов. Они названы Божьими Лицами, потому что в них выражены Его всеведение, чистота и заботливость. Однако всезнающий, заботливый и нетленный Бог должен был явиться в особенном типе плоти. Поэтому необходимо было добавить четвертое лицо, чтобы показать в какой природе Он покажет Себя. Поэтому к львиному, бычьему и орлиному было присоединено человеческое лицо.

Эти четыре лица соединились в одной человеческой фигуре, сделанной из чеканного золота, и именно две такие фигуры, не отдельные и особые символы, а стоящие по одной на каждом из концов крышки, в неразрывности с ней, то есть, с обрызганным кровью очистилищем, взяты как полное олицетворение Иисуса, в Котором “обитает вся полнота Божества телесно” (Римлянам 3:25; Колоссянам 2:9). Все четыре лица должны были смотреть на крышку, то есть видеть проливающуюся кровь ежегодной жертвы. Чтобы выполнить это, львиное и бычье лица одного и человеческое и орлиное лица другого должны были быть обращены в сторону крышки.

Из этого будет видно, что важное место Херувимов, занимаемое ими в поклонении Богу, связано с “утверждением истины”. Они были не объектами поклонения, а символами, олицетворенными в сознании думающих верующих с Семенем женщины как Бог, явленный в подобии плоти греховной (Римлянам 8:3). Таковым, я полагаю, было значение Херувимов, которых Господь Бог поместил на востоке сада и которые стали зачатками еще неясного соблюдения установлений патриархов и Моисея, сущностью которых был Христос.





Назад Вернуться к содержанию   Следующая глава… Следующая глава