Христадельфиане - официальный сайт
Главная    Христадельфиане    Христианская литература    Библейские курсы    Новости экклесий    Фотогалерея
Журнал «Добрые Вести»    Журнал «Небесное сокровище»    Интересные статьи    Спутник Библии    Гимны    Форум
«НАДЕЖДА ИЗРАИЛЕВА»
Глава III: ЗАКОН БОЖИЙ, И КАК ГРЕХ ВОШЕЛ В МИР

Испытание перед возвышением – нравственный закон Божьего мира. – Искушение Господа Иисуса сатаной – испытание его веры Отцом. – Искушение объяснено. – Божественное предвидение не принуждает, а Сам Бог не извиняет и не выносит приговор, предвидя что-то. – Змей – умное животное, но он не является ни носителем нравственности, ни носителем Духа. – Он вводит в заблуждение женщину. – Природа грехопадения. – Ева становится искусительницей Адама. – Грехопадение доводится до конца в зачатии Каина. – Чистая и нечистая совесть: определение. – Человек не в состоянии покрыть свой собственный грех. – Дух плоти, иллюстрируемый доводами Змея. – Метафорический змей во плоти. – Истина Божия – единственный закон правды и неправды. – Змей во плоти обнаруживается в слабости людей, духовных и мирских общественных учреждениях. – Змей – грех во плоти, отождествленный с тем, кто “от лукавого”. – Князь Мира. – Царство Сатаны и Мир – одно и то же. – Хитрости Дьявола. – Князь, проявленный в грехе, действующем и господствующем во всех грешниках. – Как он был “изгнан” Иисусом. – “Дела Дьявола”. – “Узы Сатаны”: освобождение. – “Великий Дракон”. – Дьявол и Сатана. – Человек Греха.

ЧЕЛОВЕК первоначально умален перед ангелами, а в следующем, более высоком положении, – “славою и честью увенчан” (Псалом 8:6) и должен занять свое место во вселенной, возвысившись над ними по своей природе, известности и славе. Первое состояние человека – природное и плотское, второе же – духовное или нетленное. Чтобы подняться из своего нынешнего положения до будущего состояния, он должен был подвергнуться испытанию. Из примеров, приведенных в Писании, видно, что Бог установил это как принцип Своей милости, т. е. закон, по которому Он воздает почести и дарует награды, проверяя людей прежде, чем их возвысить. Испытание, поэтому, является обязательным суровым экзаменом, который Бог предусмотрел для всех людей, чтобы они стали “благопотребными Владыке” (2-е Тимофею 2:20,21). Из этих примеров также следует, что проверка человека направлена на то, чтобы узнать, насколько сильны его вера и послушание (Иакова 1:3). Неиспытанная вера ничего не стоит; та же вера, которая устояла, – “драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытанного золота”, потому что, выдерживая проверку, она будет “к похвале и чести и во славе в явление Иисуса Христа” (1-е Петра 1:5-7).

Непроверенная вера мертва (Иакова 2:17). Вера, не прошедшая испытания, не имеет возможности себя продемонстрировать, или подтвердить свое наличие. Так, написано: “Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?… Видите ли, что человек оправдывается делами, а НЕ верою ТОЛЬКО?” (Иакова 2:17-24). “А без веры, – говорит Павел, – угодить Богу невозможно” (Евреям 11:6); в Послании Иакова об этом сказано, что вера, которая Ему угодна, – это вера, проявленная в делах, а Ной, Авраам, Иов и Иисус – выдающиеся примеры такой веры.

Такая “драгоценная вера” может быть воспитана только испытаниями, ибо такие испытания рождают дела. В этом состоит для верующих смысл гонений или несчастий, назначенных свыше для их совершенствования. Петр называет такие “различные искушения” (1-е Петра 1:6), которым подвергались его братья, “испытанием веры”; Павел завещал другим братьям, что “многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие” (Деяния Апостолов 14:22). Испытание – это процесс совершенствования. Оно очищает человека от грязи и приближает его личность к образу Христа, подготавливая сесть на его престол (Откровение 3:21). Мы можем войти в Царство, только будучи испытаны огнем (1-е Коринфянам 3:13), и если человек проявит отвагу и “дерзновение и упование… твердо сохранит до конца” (Евреям 3:6), он выйдет из него неопаленным и будет представлен перед Царем святым, непорочным и неповинным (Колоссянам 1:22,23).

Нет иного пути для человека прославить Бога, как только уверовать в то, что Он Сам обещает, и делать то, что Он завещает; отвергать же эту веру и пренебрегать, или проявлять непослушание, Его заветами означает вставать на путь потворства всем своим чувствам и предоставить себя в распоряжение царствам мира и их славе. Не верить обетованиям Бога означает, в конце концов, называть Бога лгуном, и никакое преступление, даже для людей, полностью связанных с миром, не является столь оскорбительным и недопустимым, как это. “Бог верен”, – говорит Писание (Римлянам 3:4). Его правду подвергать сомнению нельзя ни словом, ни делом, если же такое случится, то такого клеветника ожидает “суд без милости”, которым он “без милосердия накажется” (Иакова 2:13; Евреям 10:28). Непоколебимое же послушание веры – это то, о чем сказано: “делами вера достигла совершенства”, испытанная огнем. Такая вера угодна Богу, потому что она проявляет почтение к Нему. Это – вера, подтвержденная делом. В ней есть жизнь, а ее проявления доказывают, что верующий любит Бога. Такой человек почитает Бога для Его удовольствия, и хотя, подобно Христу, он будет за этот дар “презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни” (Исаия 53:3), обязательно придет время, когда Бог допустит его в общество Элохима (ангелов) и в ярости сокрушит его врагов (Иеремия 7:20).

Испытание перед возвышением, таким образом, основано на принципе веры в Божьи обетования, которая, пройдя проверку, сделалась драгоценной и хорошо выдержанной. От этого сурового экзамена нельзя освободиться. Даже сам Христос был ему подвергнут. “Ему по благодати Божией, (должно было) вкусить смерть за всех. Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, Вождя спасения их совершил (сделал совершенными) через страдания. …Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен (πειρασθεις), то может и искушаемым помочь” (Евреям 2:9-18). И, “хотя Он и Сын, однако страданиями навык (научился) послушанию, и совершившись (став совершенным) сделался для всех ПОСЛУШНЫХ Ему виновником спасения вечного” (Евреям 5:8-9). Преодолев страдания, он стал сначала морально совершенным, а затем, телесный, преображен в духа, духом святыни в воскресении из мертвых (Римлянам 1:1; 1-е Коринфянам 15:45). Я говорю о его моральной высоте, потому что, несмотря на то, что он был без греха, совершенство его личности было основано на его послушании вплоть до смерти.

Испытание Господа Иисуса является для нас интересным и важным уроком, особенно та его часть, которая была названа Искушением Сатаны. Павел, говоря об Иисусе как о Первосвященнике Нового Завета, высказывает такую мысль: “подобно нам, (он) был искушен во всем, кроме греха” (Евреям 4:15), т. е. он “воспринял семя Авраамово”, уподобившись людям, и все немощи человеческой природы были наложены на него. Он мог сочувствовать им на своем опыте, будучи, посредством тех чувств, которые возбуждались в нем во время соблазна, хорошо знаком со всеми слабостями их натуры. Вникая в историю его искушения в пустыне, мы обнаружим, что были опробованы все уязвимые места его человеческой природы. Как только он был “исполнен Духа Святого” (Лука 4:1) во время своего крещения в Иордане, Дух немедленно повел Иисуса в пустыню (Марк 1:12) “для искушения от дьявола” (Матфей 4:1). Это очень существенно. Дух повел его туда, чтобы Иисус мог быть испытан, а не для того, чтобы его искусить, ибо, как говорит апостол, “в искушении никто не говори: “Бог меня искушает”; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается (Иакова 1:13). Бог, потому, не искушал Иисуса, хотя Святой Дух повел его туда, чтобы его искусил “дьявол”, или его враг.

Этот враг внутри человеческой природы – “плотские помышления”, которые противостоят Богу, “ибо закону Божьему не покоряются, да и не могут” (Римлянам 8:7). Заповедь Божья, которая “свята, праведна и добра” и ограничивает склонности человека, проявляемые чисто плотскими людьми в неконтролируемом насилии, демонстрирует их в их истинном свете. Эти неистовые склонности апостол называет “грехом плоти”, в которой он живет, а потому он говорит также о “грешной плоти”. Такова человеческая натура; о зле в ней, которое становится столь очевидным “посредством заповеди” Божьей, говорится как о крайне ГРЕШНОМ (καθ υπερβολην αμαρτωλος) (Римлянам 7:12,13,17,18). Это обвинитель Бога и клеветник, цитадель которого – плоть. Это дьявол и сатана внутри человека, а потому “каждый искушается и соблазняется, увлекаясь и соблазняясь собственной похотью”. Если человек испытает себя, то он ощутит в себе наличие стремления к тому, что запрещает закон Божий. Лучшие из людей осознают внутри себя этого врага. Именно это настолько тревожило апостола, что он воскликнул: “Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти (или смертного тела)? (Римлянам 7:24). Он благодарил Бога за то, что это сделает Господь Иисус Христос точно так же, как он сам был избавлен от этого тела при своем воскресении из мертвых посредством Духа Божьего (Римлянам 8:11).

У человеческой натуры, или “грешной плоти”, есть три основных пути противостояния Божьему Закону. О них сказано как о “похоти плоти, похоти очей и гордости житейской” (1-е Иоанна 2:16). Всё мирское связано с этими свойствами нашей природы, и все возможные искушения выбирают объектом для нападения одну или больше из этих составляющих. Окружающий мир является соблазнителем, который находит во всех плотских людях, непокорных закону и завету Бога, привлекательный элемент, всегда готовый вкусить от запретного плода. Эту грешную природу унаследовали и мы. Это не вина наша, а беда, что мы обладаем ею. Мы заслуживаем порицания только тогда, когда, обладая силой подчинять ее себе, мы позволяем ей над нами господствовать. Такая сила содержится в “Свидетельстве Божьем” (1-е Коринфянам 2:1), так что мы “силою Божию через веру соблюдаемы ко спасению” (1-е Петра 1:5). Эта заповедь должна жить в нас, как жила она в Господе Иисусе, так что как щитом веры, раскаленные стрелы мира могут быть угашены (Ефесянам 6:16) словами “так написано” и “так говорит Господь”.

Иисус был подготовлен истощением от длительного поста к искушению его плоти едой. Голод, как сказано, ломает каменные стены. Он “взалкал”. В этот тяжелый момент “приступил к нему Искуситель” (Матфей 4:2,3). Кто это был, не показано. Возможно, Павел ссылается на него, когда говорит: “сам сатана принимает вид Ангела света” (2-е Коринфянам 11:14). “Приступил к нему” некто, кто был его противником и кто жаждал его падения, или, как минимум, играл роль такового, подобно тому, как это было в случае с Иовом, где противнику было разрешено подвергнуть его верность проверке. Испытание этого выдающегося сына Божьего было, возможно, описано в качестве иллюстрации к искушению Сына Божьего Иисуса, ведь “нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла” (Иов 1:8). Со дня своего рождения до крещения в Иордане Иисус был безгрешен. Однако, перефразируя слова Сатаны относительно Иова, спросим: “разве даром богобоязнен Иисус? Не оградил ли его кругом Бог?” Да, Бог был его защитой, а в соблюдении повелений Господних великая награда (Псалом 18:12). Но враг клеветал на Иисуса, полагая, что его послушание Богу вызвано корыстными мотивами. Он “принес молитвы” (Евреям 5:7) не просто из страха перед тем, что с ним должно было произойти, а из любви к личности Отца, как это открыто в Божественном завете. Противник, предпочитавший не верить в это, полагал, что если бы Бог оставил Иисуса в положении любого другого человека, Иисус бы засомневался в Нем и вкусил бы от запретного мирского плода. Таким образом, противник мог задумать сподвигнуть Господа разрешить ему испытать преданность Иисуса. Бог, следовательно, позволил этому совершиться и посредством Своего Духа послал противника с этой целью в пустыню к Иисусу.

Придя в тот тяжелый момент, когда Иисус страдал от сильнейшего голода, враг притворился ангелом, или посланником света. Будучи знакомым с “законом и свидетельством”, к которым, он знал, Иисус питал глубокое уважение, он привел их в качестве основания для своих предложений. Он призвал Иисуса удовлетворить “похоть плоти”, предложив ему помочь самому себе. Иисус был Сыном Божьим, но раз Отец, кажется, оставил его, почему бы и не использовать ту власть, которой он обладает, и наличие которой у него само по себе свидетельствует о Божественном одобрении ее проявления, и не превратить камни в хлеба? Но Иисус не принял этого объяснения и отверг его, сказав: “Написано, не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа” (Второзаконие 8:3).

После этой неудачи сцена искушения переместилась на “крыло храма”, и, поскольку Иисус укрепился Словом, его противник, решивший обратиться к “гордости житейской”, нанес сильнейший удар по его природе, также подкрепившись словами завета. “Если ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: “ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не приткнешься о камень ногою Твоею” (Псалом 90:11-12). Иисус же ответил ему: “Написано также: “Не искушай Господа Бога твоего” (Второзаконие 6:16).

В конце концов, действие было перенесено на “весьма высокую гору”. Здесь, властью, дарованной ему, противник показал Иисусу “все царства мира”, видимые с высоты, и “славу их”. Он знал, что Иисусу суждено обладать ими, но знал также и то, что получит их Иисус, испытав страдания. Иисус также знал об этом. Сейчас, когда плоть противилась страданиям, искуситель предложил вознаградить “похоть очей”, дав ему всё то, что он видел, более легким путем, если Иисус засвидетельствует почтение ему, как богу мира. “Всё это, – сказал он, – дам тебе, если падши поклонишься мне” (Лука 4:8-9). Однако Иисус отверг этот соблазн, сказав: “Отойди от Меня, сатана; ибо написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”. “Тогда оставляет его дьявол”. Иисус же силой Духа возвратился в Галилею.

Так были подвергнуты проверке все стороны его природы, подобной нашей, но грехопадения не произошло. Иисус не поверил этому “Ангелу с неба” (Галатам 1:8) и его силе и не воспользовался его помощью. Он предпочел милость Божию и страдания удовлетворению своей плоти со всем великолепием и блеском этого суетного и преходящего мира. “Слава” последнего, действительно, принадлежит противнику Бога, Его народа и Его истины и тем, кому он пожелает ее дать. Знание этой истины должно удерживать каждого праведного человека от стремления к такой славе и даже благосклонности к ней, когда она предлагается с позиции унижения истины Божьей. Если бы обладатели этой “славы” – цари, священники, титулованные люди – должны были на что-то решиться, им нужно было бы последовать примеру Иисуса и Павла и отречься от искушения. Христианство, занимающее высокие положения, – это Иисус, падающий ниц перед искусителем и свидетельствующий ему свое почтение во славу, богатство и власть этого мира. Но какое согласие между Христом и Велиаром? Совершенно никакого (2-е Коринфянам 6:15).

Если стали понятны мотивы, по которым было допущено искушение Господа Иисуса, то необходимость проверки первого Адама будет осознана без труда. Сохранит ли он свою чистоту, подвергнувшись испытанию? Или он усомнится в Боге и умрет? Господь Бог хорошо знал, какой результат может быть, и полностью подготовился к изменяющимся обстоятельствам, которые, как Он предвидел, возникнут. Однако Его знание того, что будет, не влекло за собой неизбежности такого результата. Бог определил для всего временное состояние. На случай, если бы человек сохранил свою чистоту, существовало Древо Жизни как зачаток высшего порядка вещей, но если бы он согрешил, то естественная и плотская система продолжила бы свое существование в неизменном виде, а одухотворение земли и ее населения было бы отложено на будущее.

Божье знание того, каков будет человеческий характер, не заставило Его освободить человека от испытания. Он не награждает и не наказывает никого на основании предварительно сделанных заключений. Он не сказал этому человеку: “Я знаю, что ты точно должен оказаться нечестивцем, а потому Я накажу тебя за то, что ты сделаешь”. Он не сказал и другому: “Я знаю, что ты будешь в течение всех дней своей жизни поступать хорошо, а потому Я буду содействовать твоей славе и чести, не подвергая тебя мирским бедам”. Его правило – платить людям согласно тому, что они действительно сделали, а не что они могут сделать. Так, как Он поступает с Двумя Адамами, Бог ведет Себя и с Израилем, которому Моисей говорит: “Вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет” (Второзаконие 8:2). Точно так же Господь Иисус обошелся с Иудой. Он знал, что тот был вором и что он предаст его, но всё-таки доверил ему ящик с деньгами и не делал никакого различия между ним и остальными, пока характер Иуды не проявился. Господь знал, что на сердце у Израиля и будут ли израильтяне слушаться Его, но подверг их такому же испытанию, чтобы предоставить им случай проверить свой истинный характер, а потому оправдать Свое поведение по отношению к ним. С этими замечаниями в предисловии я перехожу сейчас к описанию вещей, связанных с этой темой в книгах Моисея.





Назад Вернуться к содержанию   Следующая глава… Следующая глава