Христадельфиане - официальный сайт
Времена отрады
XXXVII. ОПАСНОСТЬ

Обличение. – Предупреждение Апостола. – Опасность, подстерегающая нас. – Вид благочестия. – Семя и почва. – Условия плодоношения. – Неспособность. – Димас. – Соблазны мира сего. – Искушения молодых. – Причины для уклонения от получения удовольствий. – Христос и Его братья не от мира сего. – Причины этого. – Картина без преувеличений. – Отверженные Богом. – То, что Ему угодно изменить. – Приготовления развития святых. – Их нынешнее положение. – Их грядущая радость.


Из сегодняшнего утреннего чтения мы узнаем, что Писания дают нам не только утешение и отраду, но также полезны для обличения и наставления в праведности. Не так давно у нас была возможность взглянуть на утешение во славе, которая открывается нам в благовестии. И это – одна сторона медали. Сегодня же мы посмотрим на другую сторону, на более, так сказать, темную, которая рассказывает о положении святых в сегодняшнем мире зла, о тех святых, которые услышали слово и стали называться Христианами, о святых как верных, так и неверных. Здесь мы найдем для себя весьма полезные и весьма необходимые обличения и наставления в праведности. Пока мы находимся в этом мире, мы находимся в реальной опасности, о которой нам постоянно напоминают Апостольские предупреждения, призывающие нас к бдительности. «Смотрите, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом». «Посему будем опасаться, чтобы, не оказался кто из вас опоздавшим». «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего». «Дорожите временем, потому что дни лукавы». «И сами будьте святы во всех поступках». «Не любите мира, ни того, что в мире». «Со страхом проводите время странствования вашего». Подобные примеры являются постоянным напоминанием Духа о том, в каком положении находятся ныне святые. Все они говорят об опасности, а опасность призывает к осмотрительности.

Давайте этим утром посмотрим на некоторые, окружающие нас опасности, которые указываются тут же, в читаемой нами главе, где говорится о тех, кто «более сластолюбивы, нежели боголюбивы». Те, о ком так говорится, не были неверующими. Наоборот, они были доками в вопросах теологии, ибо о них же говорится, как об имеющих вид благочестия, силы же его отрекшихся – красочное описание, которое в точности изображает их сущность. Эти люди не собирались выглядеть не благочестивыми, не собирались публично отрекаться от любви к Богу. Слово «отрекшихся» здесь несет то же самое значение, что и слово «отвергнуть» в наставлении верующих, когда говорится о необходимости отвергнуть «нечестие и мирские похоти», то есть, отказаться от них, не иметь с ними ничего общего. Отрекись, отвергни, откажись от этого! Те, о ком здесь говорится, верили в благовестие, но верили теоретически, верили на словах, на деле же, и это было видно, ибо отражалось на их поведении, они отрицали воздействие благовестия на человеческую жизнь, отрекались от «силы его». Но в чем состоит эта сила?

Если положить в землю семя, и оно не прорастет, то это будет означать, что оно не обрело «силы» в почве, а оставшись бессильным оно, в конце концов, сгниет и погибнет. Точно такое же подобие использовал и Иисус по отношению к Себе, по отношению к слову Божию, уподобив слово семени, а наш разум земле, или почве. Если семя не приносит плода, мы остаемся бесплодны, имея вид благочестия, но без силы его. Как правило, семя не прорастает из-за какого-то дефекта, имеющегося в нем. В других случаях само семя не имеет недостатков, однако для его созревания и роста необходимо время и кое-какие условия. Отсутствие влаги, слишком жесткая почва или недостаток ее – всё это существенные помехи для прорастания. Когда речь идет о семени-слове, то в этом случае о недостатках семени не может быть и речи, ибо непрорастание его зависит исключительно от внешних, посторонних обстоятельств, подавляющее большинство из которых вполне возможно контролировать. Качество почвы нельзя изменить – человек по собственной воле не может сам себя изменить, вдруг став чем-то, совершенно не похожим на себя, поменяв свои естественные способности и наклонности, хотя и может в некоторой степени контролировать себя тем, чтобы почва его разума становилась более подходящая для посева. Небольшой клочок земли, но хорошо ухоженный, может принести обильный урожай. Там же, где добрая земля оставлена себе самой, она произведет терния и волчцы и постепенно сама собой погибнет. И здесь сравнение обработки земли с разумом – совершенно.

Некоторые условия необходимы для прорастания семени на доброй земле, другие же лишь препятствуют росту, неся с собой гниение и, в конечном итоге, гибель. К последним относится сластолюбие, о чем, в противность «боголюбию», упоминается в читаемой нами сегодня главе. Оно упоминается также и в других местах. Так Павел говорит о некоторых верующих, но сластолюбивых женщинах, которые умерли заживо. И совершенно противоположное положение занимают те, кто живет «целомудренно, праведно и благочестиво в нынешнем веке, ожидая блаженного упования». К тому же в одной и той же главе нам дается два противоположных жизненных примера. Так в стихе 10-м (2Тим 4,10) Павел говорит: «Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век». Двумя годами раньше, в Послании к Филимону Павел пишет о Димасе как о своем «сотруднике», а значит и как о причастнике всех страданий, которые выпадают и выпадали во все времена тем, кто откликнулся от всего сердца на призвание Господа Бога через Иисуса Христа. Так что здесь мы видим пример человека, по-настоящему сотрудничавшего с Апостолами и всё же, «возлюбившего нынешний век». Подобному влиянию века сего подвергаемся все мы и во все времена, ибо в нем, как нам кажется, существует некая «сладость»: признание, вечеринки, общение, развлекательные и увеселительные заведения, прославление тех, кто любит пожить и того, что помогает очень быстро прожигать эту жизнь. Даже для тех, кого этот век не любит, можно найти множество всевозможных «сластей», для чего нужно, всего-навсего, протянуть руку. Для плотского, природного ума так естественно и приятно следовать за большинством – за получением удовольствий. Во всем этом существует некая притягательность, и особенно, если это «вполне приемлемо», если оно не содержит в себе, как о том толкуют сластолюбцы, ничего вредного, или «предосудительного».

Искушению впасть в подобные обольщения подвержены одинокие, терпеливые и самоотверженные люди, которые сегодня избрали путь по следам Христа. Подобному искушению также подвержены молодые, еще целиком не осознавшие пустоту тщетность всех путей человеческих. Они, в особенности, нуждаются в предупреждении, к которому могут прислушаться, если у них на то хватит ума. Если они четко сознают, что стали причастниками Христа не только потому, что так поступили их близкие и друзья, то для них существуют две веские причины, почему им нужно прислушаться, ибо существуют две вещи, которые делают невозможным, как для молодых, так и старых, желающих предстоять пред Христом в явление Его и пришествие Его, погружаться в сластолюбие века сего, будь то бильярдная, концертный зал, театр, или любое другое изобретение грешников, придуманное для более легкого прохождения их нелегкого жизненного поприща. Прежде всего, что больше всего вредит формированию нового человека словом Божиим, это проверка того, насколько проросло семя слова. Люди возлагают тяжкие бремена на того, кто вышел на духовное поприще, тем самым помогая укорениться греху, который и так с легкостью запинает нас, склоняя ум к плотским, приятным удовольствиям, подстрекая удаляться от Божиего. Окружающие нас люди стараются сделать так, чтобы мы ощущали себя членами мира сего, который является врагом Божиим. А потому они являются преткновением. Они не помогают нам приблизиться к Христу, наоборот, они увеличивают пропасть между нами. Кто из нас когда-нибудь да не испытывал духовного отупения, умственной вялости, которая появляется после душевного возбуждения, которое можно было бы характеризовать, как «сластолюбие»? Именно по этой причине, из-за подобных духовных переживаний, духовные люди (а любые другие не могут быть чадами Божиими) никогда не должны находиться в рядах сластолюбцев. Им необходимо находиться среди тех, кто внимательно следит за семенем-словом, посеянном в их сердцах. Сластолюбие подобно человеку, поливающему свой сад либо уксусом, либо известью. Ему же нужно поливать его водой, чистой водой слова Божия, удобряя его воздержанием и трезвостью, что делает его более здравым, крепким и прочным.

И всё же существует гораздо более веская причина, почему нам не стоит стоять на пути грешных и не сидеть в собрании развратителей. И этой причиной является яснейшее наставление Христа о Себе и Своих братьях, что все они «не от мира сего». Под миром сим Он, конечно же, не подразумевается ни этот мир, ни этот воздух, ни это небо. Под миром Он имеет в виду людей, населяющих эту землю, тех, кто составляет и формирует ее общество. Быть «не от мира сего» – уже достаточная причина не сообщаться с ним в его празднествах и удовольствиях. Более того, нам прямо заповедано «не любить этого мира». И далее нам дается предупреждение, что если мы, всё же, несмотря на это предупреждение, будем любить этот мир и быть в дружбе с ним, то это будут стоить нам дружбы с Богом, так как «дружба с миром есть вражда против Бога». «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь», ибо только в этом случае Он сможет принять нас, ибо только в этом случае мы сможем стать Его сыновьями о дочерьми. Об одной из причин этого говорит и Иоанн: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего». То есть всё это не то, что хотелось бы видеть Отцу в тех, кто создан по образу и подобию Его. Все эти особенности, о которых говорит Иоанн, явно видны в любых собраниях и проявлениях сластолюбцев, как, впрочем, и в каждом из них в отдельности. Когда мы хотя бы чуть-чуть подрастаем во Христе, это явно заметно, а со временем, с каждым годом, становится всё более и более заметным. Поначалу, молодому и неопытному (но всегда с плотским умом, будь он стар или молод) это кажется не так уж и плохо. Всё вокруг кажется чудесным и безвредным, описания Апостолов излишне преувеличенными, а их требования излишне строгими и недоступными.

Однако со временем человек начинает смотреть на вещи более зрело, начиная по-настоящему понимать, «что такое хорошо, и что такое плохо» в этом, окружающем нас мире. И, если человеку хватает ума, то он становится на сторону Бога, становится Его другом и, как следствие, на противоположную сторону, где стоят Его враги. Человек начинает понимать, что все пути мира сего изначально ошибочны, ибо началом всех путей должен быть Бог. Этот мир произошел от Бога, а потому было бы правильно и естественно, если бы Бог занимал в нем высокое и достойное положение, чтобы Он был прославляем им и был бы самым главным удовольствием и «сладостью» его. Однако, в настоящем порядке вещей, Бога вообще нет в этом мире. Его не знают, пред Ним не благоговеют, и хотя Его существование прямо не отвергается на словах, оно отрицается на деле в шуточках по Его поводу, как и в богохульных поступках тут и там. Его слово, там, где оно почитается за Его слово, пренебрегаемо, там же где оно не почитается за таковое, оно и вовсе в презрении и везде, где бы плотский ум открыто не водружал своего непокорного флага, везде к слову Божию обращаются спиной. Однако, как бы мир сей не бросал за себя слово Его, он всё-таки не стесняется обращаться к нему так, как будто это его личная собственность, то тут, то сям упоминая благость Божию по всякому удобному и неудобному случаю. Он полагает свою лапу буквально на всё так, как будто это он является создателем и господином всего. Он помещает себя на место Бога. Из слова Божия нам известно, что всё создано и существует Им и для Него. Этот мир как бы не замечает этого, говорит и поступает так, как будто всё существует для человека и по воле человеческой. Таким образом Бог ниспровергается с престола в Его же собственном доме. Потому-то Бог и задумал великие перемены в этом плане. Он намерен понизить высокое человека, дабы лишь только один Господь мог бы быть превознесен в тот день. Он намерен явить Свою славу пред глазами всей плоти, когда, после Его суда, все народы придут и поклонятся Ему. Тогда Он скажет: «Остановитесь и познайте, что Я - Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня». Тогда пред Ним преклонится каждое колено и каждый язык познает Его.

Ну, а пока Он делает приготовления для того дня избрания Себе людей через благовестие Евангелия о том доме, который станет в веке грядущем отражением и явлением Его славы, власти и могущества. Эти люди призываются в общение с Его Сыном, Который является первенцем в этом доме и старшим братом. Это общение состоит в том, чтобы все поступали так, как поступал Он, и быть в этом мире такими же, какими был Он (1Ин 4,17; пер. еп. Кассиана), то есть исполнять волю Отца и прославлять Его имя даже тогда, когда тому мешают грешники, или же мы сами. А потому стоит спросить, разве определенное отмщение миру сему, определенное явление Божественной премудрости в веке грядущем, определенное просвещение и благословение всего человечества в святой день Иеговы (Яхве), разве всё это сравнимо с общением со сластолюбцами мира сего, незнающих Бога и не повинующихся благовестию нашего Господа Иисуса Христа? Могут ли сыны Божии сочувствовать тем, кто низлагает Бога, помещая свои удовольствия выше Его славы и власти?

Для сердца любящего Бога, вряд ли возможен какой-нибудь другой ответ на этот вопрос, кроме единственного. Воистину, имеющий такое сердце Давид, говорил следующее: «Возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду». «Не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду». То же самое скажет о самом себе любой верный сын и любая верная дочь Всемогущего Господа Бога. Но что же делать, если такая жизнь в веке сем сильно утомляет? (Хотя для праведного человека одинокая жизнь гораздо легче, чем жизнь среди множества пред которым нет Бога). Что если всё это заслоняет от вас так много, что выглядит довольно соблазнительно, привлекательно и безобидно в настоящем веке? Тот великий день является днем возмездия и вознаграждения для тех, кто, взяв крест, последовал за Христом. В тот день этот злой мир исчезнет навсегда, он пройдет как сон. В тот день сыны суеты будут тщетно рыдать, плача и скрежеща зубами, но в тот же самый день плачущие будут утешены, а униженные превознесены. В этом нет человеческой радости и нет земного удовольствия, сравнимого с той радостью и весельем, которые возникнут в рядах восходящих с песнопениями на Сион, увенчанных вечной и невыразимой радостью в тот день, когда для них, исчезнут все печали и воздыхания.





Назад Вернуться к содержанию   Следующая глава… Следующая глава