Христадельфиане - официальный сайт
Христадельфиане: во что они верят и что проповедуют
7. Кто будет царем?

Если израильское царство Бога было обречено на поражение в силу человеческой греховности, как может появиться что-либо лучше? Лежит ли решение в интригующих словах: “Доколе не придет Тот, Кому принадлежит?” Слова эти были сказаны преступному царю Седекии под конец его правления. Если бы они были произнесены в уединении, нам оставалось бы только гадать, и это соответственно породило бы какие-либо сомнения в их значении. Но так получилось, что слова: “Кому принадлежит” сами по себе являются отголоском древнего обетования Писаний, которое проходит золотой нитью через всю Библию.

Надо вспомнить, что внук Авраама, Иаков, имел двенадцать сыновей, имена которых были даны двенадцати коленам, произошедшим от них. Иаков умер в Египте, но накануне этого события он позвал их всех к себе и произнес над ними благословения. Нет никаких сомнений, что эти благословения были богодухновенными пророчествами, охватывающими в общих чертах будущее каждого колена. Среди этих благословений стоит следующее особое обетование, относящееся к колену Иуды:

“Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов” (Бытие 49:10).

“Кому принадлежит” и “Примиритель” имеют между собой связующее звено. Каждое говорит о грядущем царе. Пророчество книги Бытие говорит, что обетованный наследник произойдет из колена Иуды. Слова пророчества Иезекииля обращены к царю Иудейскому. Кто же будет этой выдающейся личностью царского происхождения? Откуда у него будет право на царство? Что могут означать слова: “И Ему покорность народов?” Ключ лежит в словах Божьих о венце: “Я дам Ему”. Царь этот будет царствовать по божественному определению.

Невозможно читать эти вещи или серьезно обсуждать их, не чувствуя, что они представляют огромную важность для Израиля и для всех народов. Они напоминают нам об обетованиях, данных Аврааму. Обетования также включают семя Авраама и языческие народы. Мы снова процитируем последнее из них, данное Богом Аврааму:

“Овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли” (Бытие 22:17,18).

Является ли это семя Авраамово тем, “Кому принадлежит” и тем “Примирителем”? Мы можем поставить эти вопросы в контексте с царским обетованием, данным Давиду-царю, что решает проблему, не оставляя никаких сомнений. Здесь заложено объяснение ему. Давид знал, что он правит вместо Бога. Он остро ощущал эту ответственность и превыше всего хотел видеть в своем царстве истинное почитание и служение Богу. К этому времени Давид построил для себя в Иерусалиме дворец из кедрового дерева и видимо, чувствуя угрызения совести, решает построить постоянный храм для богослужений с помещением в него ковчега завета, который до сих пор не имел постоянного пристанища и находился в шатре. Царь был удержан от выполнения этой работы, хотя и, несомненно, похвальной, словами пророка Господня среди которых мы находим и следующие:

“Я восставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих, и утвержу царство его. Он построит Мне дом, и утвержу престол его на веки… Я поставлю его в доме Моем и в царстве Моем на веки, и престол его будет тверд вечно” (1 Паралипоменон 17:11-14).

Это есть завет Божий с Давидом и по своей важности он аналогичен тому, который был дан Аврааму. Фактически, вместе они образуют единое целое, ибо заключают в себе величественную цель Божию, которая в Новом Завете описывается следующим образом: “О Царствии Божием и о имени Иисуса Христа”.

Вот элементы этих обетований, касающиеся будущего царя, которые мы имеем теперь:

  • Он овладеет городами врагов своих, принесет благословение всем народам земли (Бытие 22:17,18);
  • Будет Примирителем (Бытие 49:10);
  • Будет семенем Давида (2 Царств 7:12);
  • Будет править в Царстве Бога (1 Паралипоменон 17:14);
  • Будет тем, кому принадлежит венец (Иезекииль 21:27).

Более того, мы знаем, что этот победоносный царь не появился сразу же после низложения Богом царя Езекии. Ему еще предстояло прийти. Надежда на грядущего царя лелеялась пленниками в Вавилоне. Полные веры люди задумывались над обетованиями Божьими и страстно желали их исполнения. Среди этих людей надежды был и широко известный пророк Даниил. Не так широко известен сон, навеянный Богом, толкователем которого ему пришлось быть. Во сне были показаны основные поворотные моменты мировой истории в будущем. Обстоятельства, при которых это случилось, следующие:

Около шести веков до нашей эры в Вавилоне правил царь Навуходоносор, империя которого находилась в зените своей славы и расцвета. Не раз царь задумывался, что станет с его обширной империей после его смерти. Однажды его сон был потревожен удивительно ярким видением, до того его поразившим, что он сразу поверил в его важное значение.

Пробудившись, царь созвал всех мудрецов, гадателей, чародеев и астрологов и поставил перед ними невыполнимую задачу. Он поведал им, что видел поразительный сон, но забыл его содержание. Могут ли они пересказать ему сон и дать толкование? Мудрецы были в полном замешательстве. Приказ царя при тех условиях, которые он поставил перед ними, не оставлял им никаких возможностей для красочных фантазий, обычно используемых в таких случаях. Не сказав ничего, он пригрозил предать их всех смерти, если они не выполнят его приказ!

Сон и его толкование были от Бога. Он в совершенстве продемонстрировал полное бессилие человека припомнить неизвестное прошлое или изобразить неизвестное будущее. Мудрость мудрецов вавилонских была посрамлена.

Среди мудрецов был и Даниил. Он получил это знание, когда был взят с плен. Даниил обратился к начальнику царских телохранителей с просьбой приостановить казнь мудрецов. В это время он и его три иудейских товарища искали в молитве помощи от Господа, и Даниилу были открыты, как сон, так и его толкование. Они были оглашены Даниилом в присутствии царя, чье удивление, несомненно, возрастало по мере того, как он слушал ясное описание своего сна и его поэтапное толкование.

Сон Навуходоносора

Царь видел в своем сне сверкающую, металлическую, страшного вида статую человека. Голова его была из золота, грудь и руки – из серебра, живот и бедра – из меди, ноги из железа и ступни – частью из железа и частью из глины. В это статическое изображение было привнесено следующее действие: камень, оторвавшийся от горы без участия рук человеческих, ударил этого истукана в ноги. Статуя упала на землю и развалилась на части. Камень раздробил всё в песок, который затем был развеян ветром. Остался лишь сам камень, который сделался великой горой и наполнил собой всю землю.

Не удивительно, что Навуходоносор почувствовал, важное значение сна! Даниил продолжал открывать значение истукана и камня, как ему это было открыто Богом. Говоря коротко, сон представлял собой панораму мировой истории, как раз до того момента, когда на земле будет установлено Царство Божие! И заканчивалось всё следующим образом:

“И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно” (Даниил 2:44).

Грандиозный охват истории был связан с землей Израиля и народами вокруг нее, в особенности империями, властвовавшими на Ближнем востоке. Три части металлического истукана объяснены самой книгой Даниила: золотая голова представляла Вавилонскую империю (Даниил 2:38), серебряные живот и грудь – Мидо-Персидское царство (Даниил 8:20), медные живот и бедра изображали империю Александра Македонского. Железные бедра – это, несомненно, Римская империя, значение которой для западного мира невозможно оценить. Возможно, две ноги представляли её западную и восточную части. Что же тогда изображают ступни из железа и глины?

Когда Римская империя сошла со сцены мировой истории, уже не было больше другой империи равной ей по размаху владений. Империи возникали время от времени, но ни одна из них не могла сравниться с Римской по тому влиянию, которое она оказывала на ход мировой истории, а также по размерам её территорий. В самом деле, мы можем сделать вывод из сна, увиденного Навуходоносором, что Бог не был намерен создавать еще одну империю под управлением людей.

Тем не менее, мимоходом, должно быть отмечено, что хотя части истукана следуют одна за другой, согласно интерпретации, в общем, они представляют царства человеческие. Возможно, некоторым образом, нераскрытым во сне, они будут как-то связаны между собой ко времени, когда камень разрушит их. Мы рассмотрим это предположение немного позднее в нашей главе.

Навуходоносор, несомненно, был доволен тем, как Даниил воссоздал его сон, через интерпретацию которого он мог взглянуть в будущее. Однако один аспект сна, хотя и, несомненно, имеющий важное значение, не был полностью раскрыт Даниилом. Что или кого представлял камень, ударивший в истукана?

Во сне камень этот был тем мощным средством, благодаря которому на земле установилось Царство Божие. Скажем сразу, что этот камень – Христос. Мы знаем, потому что Христос применял этот символ к Себе. В последнюю неделю Своей жизни, когда Он был тесним со всех сторон иудейскими вождями, искавшими Его смерти, Христос произнес притчу, где говорит о ближайшем свержении иудейского вассального государства из-за их постоянного отвержения Слова Божьего. Вожди поняли смысл притчи и яростно отрицали этот факт. Тогда Христос задал им уничтожающий вопрос:

“Неужели вы никогда не читали в Писании: “камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это - от Господа, и есть дивно в очах ваших?” (Матфей 21:42; Псалом 117:22,23).

Вожди иудейские были предполагаемыми устроителями Израиля, но в своем построении они не могли найти место Христу. А Он предупреждал их, что их строение падет, а камень, который они отвергли, превратится в краеугольный камень работы Божьей! И камень этот есть Христос.

Христос был тем камнем, приготовленным “без содействия рук” человеческих (как мы читали у Даниила 2:34). Действительно, Он пришел от горы людской, но “оторвался от горы без содействия рук”, ибо не имел земного отца, а был Сыном Божьим. Больше этого: Он был воскрешен из мертвых той же божественной силой и получил дар бессмертия от Отца. К тому же время возвращения Его на землю, которое произойдет вскоре, уже определено Богом:

“И да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времени совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века” (Деяния 3:21).

Христос - царь

Будет время, когда Бог восстановит Свое Царство на земле. Нет более ясного учения во всей Библии, чем то, в котором говорится об установлении всемирного Царства Бога на земле во главе с Христом, как Царем. Такова была и есть великая надежда всех верующих людей на протяжении веков. Взгляните на следующую небольшую, но глубоко выразительную, выборку из Писаний на этот предмет:

“Владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием. И как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли: не так ли (говорит Давид) дом мой у Бога? Ибо завет вечный полагал Он со мною, твердый и непреложный. Не так ли исходит от Него всё спасение мое и всё хотение мое?” (2 Царств 23:3-5).

“Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли” (Псалом 88:27,28).

“Да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде… да судит нищих народа, да спасет сынов убогого, и смирит притеснителя… во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не перестанет луна… и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему… будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его. И благословятся в нем племена; все народы ублажат его” (из Псалма 71).

“Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это” (Исаия 9:6,7).

“И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава” (Исаия 24:23).

“Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать” (Исаия 2:3,4).

“В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим” (Иеремия 3:17).

“Вот, наступают дни, говорит Господь, – и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот – имя Его, которым будут называть Его: “Господь – оправдание наше!” (Иеремия 23:5,6).

“И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его – едино” (Захария 14:9).

“Не бойся, Мария… вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца” (Лука 1:30-33).

“Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его” (Матфей 16:27).

“Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей” (Матфей 25:31).

“А вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он придет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших” (2 Фессалоникийцам 1:7-10).

“Ибо Ты был заклан, и Кровью Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле” (Откровение 5:9,10).

“Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет” (Откровение 20:6).

“И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира сделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков… благодарим Тебя, Господи Вседержитель, Который есть и был и грядешь, что Ты принял силу Твою великую и воцарился. И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю” (Откровение 11:15-18).

Стихи эти надо читать и перечитывать. Они сводят воедино все пророческие обетования Божии, в особенности данные Аврааму и Давиду. Христос есть Богом определенный Царь. Бог даст Ему престол Давидов в Иерусалиме; и по Своему возвращению на землю Христос будет управлять Царством Божьим на земле до времени, когда произойдет воскресение и суд. Получившие бессмертие из рук Господа Иисуса Христа, как Судьи, будут править вместе с ним в Царстве Его Отца на земле.

Более того, из этих стихов Писаний мы знаем, что установление Царства произойдет во времена мировой смуты. Всеобщая и праведная власть Христа уничтожит всех недостойных людей и удалит угнетение среди людских масс. Камень уничтожит царства человеческие и положит конец старому мировому порядку, и привнесет величайшие благословения Божии в мир греха и страданий.





Назад Вернуться к содержанию   Следующая глава… Следующая глава