Христадельфиане - официальный сайт
Главная    Христадельфиане    Христианская литература    Библейские курсы    Новости экклесий    Фотогалерея
Журнал «Добрые Вести»    Журнал «Небесное сокровище»    Интересные статьи    Спутник Библии    Гимны    Форум

НОВАЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ

Урок 10 - Благочестие и самоконтроль

Участие в забеге

В новозаветные времена люди любили посещать атлетические состязания, как, впрочем, и сейчас. Бегуны сильно и много тренировались, прежде чем выходили на беговую дорожку, и победители награждались лавровыми венками в знак больших спортивных достижений. Дважды Новый Завет использует этот образ спортсмена-бегуна, изображая жизнь ученика Господа Иисуса Христа.

"Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного" (1Кор.9:25);

"Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия" (Евр.12:1,2).

Атлеты, выбирающие себе карьеру спортивного бегуна, подвергают себя многим ограничениям и проводят большую часть времени за тяжелыми и изнурительными тренировками. Они не курят и не принимают наркотики, не отравляют себя алкоголем. Они воздерживаются от многого, ибо ставят перед собой цель - выиграть предстоящие соревнования. Перед нами очень подходящий образ, описывающий мужчин и женщин, желающих стать истинными учениками Господа Иисуса Христа. В Послании Евреям 12 подготовка людей к Царству Божьему изображается как "предлежащее нам поприще". Как атлет перед соревнованием снимает и откладывает в сторону свою повседневную одежду, ибо в ней он не может быстро бежать, так и ученик Иисуса свергает с себя всякое бремя и грех. Как атлет отдает все свои силы вплоть до финишной черты для победы в соревнованиях, так и ученик Иисуса с терпением и настойчивостью должен пройти до конца всю дистанцию, лежащую перед ним. Посмотрите на следующие слова апостола Павла:

"Упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей" (1Тим.4:7,8).

Как видим, благочестие - очень полезный и нужный атрибут; его простейшая расшифровка - "почитание Бога во всем" в нашей повседневной жизни. Это то, в чем мы должны практиковаться и упражняться каждый прожитый день. Как атлет, оставивший тренировки, быстро теряет спортивную форму и становится непригодным для соревнований, так и ученики Иисуса становятся духовно непригодными, если не практикуют благочестия каждый день. Давайте разберем подробнее, что за всем этим стоит.

Использование досуга

Когда мы становимся учениками Господа Иисуса Христа, мы возлагаем на себя некие обязательства, которые отныне определят все стороны нашей жизни. Это во многом касается и использования свободного времени. В окружающем нас мире люди зачастую тратят свое свободное время и деньги на вещи, предназначенные исключительно для удовлетворения своих не всегда, скажем мягко, благовидных плотских желаний. Они ставят то, что они хотят, на первое место и, соответственно, ищут себе в этом единомышленников. Одни обкуриваются наркотиками, другие грузят себя алкоголем, третьи играют в азартные игры. Молодежь погружается в сексуальную распущенность, принимающую иногда дикие, строго Богом запрещенные, формы, такие как однополая любовь.

Однако Библия говорит нам, что ученик Иисуса Христа на первое место в своей жизни должен ставить Бога; Иисус учил стремиться, прежде всего, к Царству Божьему и к его праведности. Отсюда, мы должны сделать выбор, что для нас действительно важно, а это включает и размышление о том, как и с кем мы проводим свое свободное время.

"Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу" (Иак.4:4).

Как же в действительности должна измениться наша жизнь при посвящении ее Христу?

Курение и наркотики

Проблема курения и наркотиков не существовала в новозаветные времена, поэтому мы и не имеем прямых Библейских указаний на этот счет. Мы знаем, что человек быстро привыкает к курению и наркотикам, и, однажды начав, очень трудно остановиться, а иногда эта зависимость остается на всю жизнь. Мы также знаем, какой серьезный вред наносит это здоровью. Многие люди умирают от болезней легких и сердца, связанных именно с курением.

Другая сторона проблемы состоит в том, что всё это стоит больших денег. Люди тратят огромные суммы на наркотики и сигареты вместо того, чтобы использовать их для здорового образа жизни и для семьи.

Библия говорит нам, что, принимая крещение, мы "облекаемся во Христа". Под этим подразумевается, что отныне Христос становится для нас примером, на который мы должны равняться в нашей новой жизни. Преданность Иисуса Слову Божьему привела Его к мучительной смерти на кресте, и Павел говорит о нас:

"Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5:24).

Очевидно, Павел не имеет в виду, что мы в действительности должны подвергаться распятию, как было с Иисусом. Павел говорит лишь о том, что мы должны стараться избавиться от таких вещей, которых прежде страстно желали, и которые, как мы теперь знаем, являются греховными. Павел использует здесь сильные слова: "похоть" имеет значение чего-либо желаемого, жаждуемого, но запрещенного. Курение и наркотики - часть этого. Они становятся вещами, иметь которые мы страстно желаем, и поэтому должны иметь. Они приводят к потере самоконтроля. Зависимость от них означает, что мы уже не владеем собой, что мы уже не в состоянии подавить желание, чтобы не зажечь сигарету. Да, наркотики дают на короткое время ощущение мира и покоя, но именно на короткое время, в отличие от мира Божьего, "превосходящего разумение", которым наполняют свою жизнь ученики Господа, взирая на Бога, как на постоянный источник счастья и полноты жизни.

Алкоголь

Некоторые верующие учат, что употребление алкоголя есть грех, а раз так, значит Библия - против этого. Это не так, но мы должны отличать разумное употребление небольшого количества вина от потребления до потери сознания. По Закону Моисееву вино рассматривалось как благословение от Бога (Втор.7:13), и действительно народ Израильский иногда изображается виноградной лозой (Иез.15). Библия позволяет умеренное употребление вина как составную часть праздничной трапезы (Лк.22:17-20).

Тем не менее, многие стихи Библии предупреждают об опасности чрезмерного употребления алкоголя:

"Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен" (Прит.20:1);

"И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство" (Еф.5:18);

"Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти" (Римл.13:13,14);

"Блуд, вино и напитки завладели сердцем их" (Ос.4:11).

Суть всех перечисленных отрывков в том, что они описывают поведение людей, злоупотребивших алкоголем. Чрезмерная доза алкоголя приводит людей к потере самоконтроля (это то, что подразумевает распутство), они совершают действия, о которых позднее очень сожалеют: ссоры, драки, преступления, аморальное поведение. Иногда люди тратят на вино деньги, отложенные про запас, оставляя голодными и себя, и свои семьи. А это уже непозволительно в глазах Бога. Самое ужасное, пожалуй, состоит в том, что, напившись, люди сочиняют и распевают на улицах непозволительные песни об Иисусе (Пс.68:13).

Кроме всего прочего, что нам сообщается о пьянстве, есть то, что пьяницы не войдут в Царство Божье:

"Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Гал.5:19-21);

"Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет… есть и пить с пьяницами, - то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов" (Мф.24:48-51).

Есть еще один аспект, касающийся употребления алкоголя. Один человек может остановиться и бросить пить, другой - нет, и он становится зависимым от алкоголя. Как на учениках Христовых, на нас лежит огромная ответственность за духовное состояние других людей. Иисус говорит нам не делать ничего такого, что может послужить преткновением для наших ближних, а тем более - брата или сестры по экклесии (Лк.17:1,2). Если у нас есть друзья, испытывающие привязанность к алкоголю, мы должны сами отказаться от него, чтобы послужить для них примером и этим помочь им преодолеть эту пагубную привычку.

Для нас тоже есть в Библии хороший пример для подражания, которому мы должны стараться следовать - он приводится в книге Левит, гл.10. В ветхозаветные времена священникам, находящимся при исполнении своих обязанностей в Скинии, а позднее и в Храме, строго запрещалось Богом употребление алкоголя (Лев.10:9). Им необходим был трезвый ум и полный контроль над собой при служении Богу. В Послании Римлянам 12 Павел пишет о нас, как о служителях Божьих, как бы постоянно исполняющих свои обязанности перед Богом, и отсюда, нам просто необходимо постоянно иметь трезвый ум и светлую голову, чтобы наше служение было приемлемо Господом.

"Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Римл.12:1,2).

Деньги и азартные игры

Большинство людей на земном шаре живет в бедности, и многие ежедневно ложатся спать на голодный желудок. И лишь немногие чрезвычайно богаты. Интересно заметить, что автор ряда притч молится Богу о том, чтобы ему не быть ни богатым, ни бедным. Как будто он понимает, что и богатство, и бедность одинаково привносят в нашу жизнь соблазны, могущие стать источником крупных и, подчас, роковых проблем.

"Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе" (Прит.30:7-9).

Трудно быть бедным: всё время приходится беспокоиться о пропитании семьи и о своевременной уплате неизбежных при этом долгов. Тяжелая нужда заставляет иногда людей идти даже на преступления. Некоторые полагают, что будь они богаты, все их проблемы разрешились бы сами собой. Однако апостол Павел пишет:

"Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям" (1Тим.6:6-10).

Часто из этого отрывка при цитировании выделяют слова стиха 10: "Ибо корень всех зол есть сребролюбие". Однако Павел говорит, что проблема - в любви к нему. Она приводит к скупости и жадности и калечит человеческую душу. Накопление богатства становится для человека целью и смыслом жизни. Он верит, что толстый кошелек избавит его от всех проблем, но мы знаем, что решение всех проблем станет возможным только при возвращении на землю Иисуса Христа и наступлении Царства Божьего. Павел также предупреждает, что люди, избравшие целью своей жизни накопительство (любостяжание) любой ценой, не войдут в Царство. Павел даже приравнивает любостяжание к идолослужению:

"А блуд и всякая нечистота и любостяжание (жадность) не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам], а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога" (Еф.5:3-5).

Именно по этим причинам мы должны избегать азартных игр, которые, что очень редко, действительно делают человека мгновенно богатым без каких-либо усилий и труда. Люди, в страсти к быстрому обогащению, иногда ставят на карту даже свою жизнь. Здесь часто упускается из виду, что азартные игры приводят к обогащению именно за счет других. В погоне за легкой наживой люди часто оставляют свои семьи без средств к существованию, и даже без крыши над головой. Таковых Библия строго предупреждает:

"Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1Тим.5:8).

Мы уже говорили ранее в этом уроке, что главное для человека - стремиться, прежде всего, к Царству Божьему. Мы должны доверять Богу в том, что Он позаботится о нас, пока мы ожидаем возвращения Его Сына. Это требует веры: что бы ни случилось с нами в этой жизни, Бог никогда не оставит нас без Своей помощи и обязательно приведет нас в Свое Царство.

Сексуальные отношения

Детально мы рассмотрим эту тему в следующем уроке. Сейчас же отметим, что этим отношениям отводится немалая часть нашего свободного времени. Случайные связи на стороне до брака практикуются многими людьми. Однако Библия предупреждает о том, что так быть не должно. Иисус говорит:

"Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф.19:5,6).

Сексуальные отношения должны иметь место только в браке, а, отсюда, нужно быть очень осторожными в проведении досуга и общения с представителями противоположного пола.

Дорожа временем

"Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы" (Еф.5:15,16).

Становясь старше, мы начинаем замечать быстротечность времени. Дни летят за днями с всё большим ускорением, и тут приходит понимание ограниченности и бренности нашего земного существования. Основная часть жизни для подавляющего большинства людей посвящена труду. И это правильно в глазах Бога; все мы в той или иной степени должны заботиться о себе и своих семьях. В фессалоникской экклесии были братья и сестры, которые бросали работу и проводили время в беседах и общении друг с другом, ожидая скорого возвращения Христа. Павел в сильных выражениях отмечает неразумность подобного поведения и советует всем трудиться, чтобы иметь попечение о себе - "кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2Фес.3).

Как же лучше всего использовать время? Павел пространно отвечает на этот вопрос в Послании Ефесянам, гл.5 и 6. Он пишет о наших взаимоотношениях друг с другом, внутри семьи и внутри экклесии; пишет об отношении к работе, одинаково как со стороны работника, так и со стороны работодателя; повелевает нам быть "сильными в Господе". Главное в увещевании Павла состоит в том, что наша принадлежность Иисусу должна быть очевидна во всём, что бы мы ни делали и как бы мы ни отдыхали. Она не должна сказываться лишь в устных притязаниях, вроде: "Я не должен делать это, и мне лучше не делать то". Она должна являть себя в старании следовать примеру Иисуса, исходящему из самого сердца, буквально во всем - и в работе, и в отдыхе. Обращаясь к примеру Иисуса и стараясь вести себя как Он, мы вскоре найдем в этом большое удовлетворение - удовлетворение в посвящении своего времени и сил на вещи, благоугодные Богу. Наши взаимоотношения друг с другом станут более сердечными и теплыми. Нашими друзьями станут люди, которые разделяют с нами любовь к Библии и ожидают вместе с нами возвращения Иисуса. Наше время будет посвящаться только тем вещам, которые помогают духовному возрастанию, что, в свою очередь, привнесет в нашу жизнь чувство глубокого удовлетворения и реального смысла.

Храм Божий

Как мы уже видели, ученик Иисуса Христа должен принять решение оставить позади себя вещи этого мира, могущие принести только временное и, подчас, иллюзорное удовольствие, и посвятить себя следованию примеру Иисуса. Мы видели, что этот процесс изображается как "облачение во Христа". Однако наша новая жизнь изображается и другим, совершенно неожиданным и специфическим образом:

"Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] - вы" (1Кор.3:16,17).

Необходимо точно уяснить, что Павел подразумевает в этом отрывке. Он не имеет в виду, что мы обладаем силой Святого Духа Божьего, или что Бог производит работу внутри нас по изменению нас в какую-либо сторону. Бог не дает нам силу Своего Святого Духа для совершения чудес. Не изменяет Он нас и в сторону подобия Иисуса Христа без каких-либо усилий с нашей стороны. Возможно, следующие слова помогут нам увидеть, что подразумевает Павел в действительности:

"Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир… Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его" (Римл.8:6,9).

Эту идею Павел подхватывает вновь в Послании Фессалоникийцам, главах 1 и 2, когда пишет о верующих как об имеющих "дух Христов" или "разум Христов". Это удивительная идея, над которой стоит задуматься. Если мы наполняем разум и сердце мыслями благочестивыми и божественными, тогда становимся подобными храму Божьему. Ведь храм - это место, где совершается богослужение, поэтому и идея здесь такова, что, почитая Бога и благоговея перед Ним каждый день прожитой жизни, мы рассматриваемся Им как служащие Ему, и в том, что говорим, и в том, что делаем. Если поступаем так, то в действительности являемся частью Его семьи, Его сыновьями и дочерьми, избранными Им пребывать в Его Царстве.

"Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель" (2Кор.6:14-18).

Вопросы:
Введите ваше имя:
Ваш e-mail (обязательно):
  1. Что означает "благочестие"?

  2. Примеру кого мы должны подражать, приняв крещение?

  3. Почему нельзя напиваться?

  4. Почему нельзя играть в азартные игры?

  5. Что означают "помышления духовные"?

  6. Что означает для вас 2 Коринфянам 6:14-18 на практике в вашей жизни сегодня?

    Здесь вы можете оставить свои комментарии или вопросы:

Назад к оглавлению...