Христадельфиане - официальный сайт
Главная    Христадельфиане    Христианская литература    Библейские курсы    Новости экклесий    Фотогалерея
Журнал «Добрые Вести»    Журнал «Небесное сокровище»    Интересные статьи    Спутник Библии    Гимны    Форум

НОВАЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ

Урок 4 - Важность молитвы

Что есть молитва?

В предыдущих уроках мы разобрали, что крещение - обряд совершенно необходимый для всех приходящих к вере. Мы выяснили также, что до крещения необходимо честное исповедание своих грехов. Как мы это делаем? Из Библии мы знаем, что все грехи, совершаемые нами, направлены против Бога; это Его законы нарушаем мы, когда грешим. Поэтому исповедание мы должны делать перед Богом, и делать это нужно посредством молитвы.

И все-таки, молитва - много более чем только это. Само слово "молитва", использованное в Новом Завете, означает просто 'высказывание наших желаний (перед кем-либо)'. Поэтому, когда мы обращаемся в молитве к Богу, мы знакомим Его с желаниями нашего сердца (Пс.36:4), а это должно включать и глубокое осознание наших грехов, и необходимость получения прощения от Него.

Необходимость смирения

В Послании Евреям есть ряд прекрасных стихов, говорящих о свободе доступа к Богу через Иисуса Христа:

"Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и [имея] великого Священника над домом Божьим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою" (Евр.10:19-22).

Даже имея дерзновение приближаться в молитве к Богу, мы никогда не должны делать это в горделивой или требовательной манере. Наши молитвы должны исходить от сокрушенного духа и смиренного сердца, показывая этим величие Бога и нашу ничтожность перед Ним.

Когда царь Соломон взошел на трон Израилев, он поведал Богу в молитве, что является только "малым отроком", признавая этим, что, хоть он и являлся великим царем, но перед всемогущим Богом он совершенно незначителен. Годы спустя этот царь писал:

"Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги" (Еккл.5:1).

Здесь выведен первый принцип молитвы: перед великим Богом небесным мы должны представать всё время самым благоговейным образом.

Как Бог отвечает на молитву

Обращаясь с молитвой к Богу, мы должны верить, что Он слышит нас и готов всегда ответить на нее. Вера здесь просто необходима:

"А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает" (Евр.11:6).

Тем не менее, этот стих не предполагает, что Бог даст нам всё, о чем мы просим. Если мы молимся с должным расположением духа, ответ будет всегда, но только такой, который в самом деле принесет нам пользу. Важно понять, что это значит. Бог не обещает, что уберет все проблемы из нашей жизни сейчас. Библия говорит:

"Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу" (Римл.8:28).

Бог хочет, чтобы мы были в Его Царстве. Спасение наше - это то "благо", которое Он обещал Своим верным людям. Поэтому Он отвечает на молитву таким путем, который лучшим образом содействует нашему спасению для будущего Царства.

Хороший образец молитвы мы встречаем в Псалме 101. Он так и озаглавлен - молитва страждущего (человека). Мы не знаем, кем он был, но нам говорится довольно много о его проблемах.

  • Стих 3 - Он переживает несчастье
  • Стихи 4, 12, 24 - Он ощущает себя глубоким стариком, жизнь его почти закончена
  • Стихи 5, 6 - Он не может есть, теряет вес и становится сильно истощенным
  • Стихи 7, 8 - Он переживает глубокое одиночество
  • Стих 9 - У него есть враги, которые обращаются с ним очень плохо
  • Стих 18 - Он беспомощен (то есть ему не на кого надеяться, кроме как на Бога)

Его положение настолько плохо, что он просто "вопиет" к Богу (ст.2), и, имея сильную веру, он не сомневается, что Бог ответит ему. Поэтому он говорит:

"Призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их" (ст.18).

Далее, он говорит нам, что Бог действительно слышит тех, кто находится в отчаянном положении, и отвечает им:

"Ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти" (ст.20,21).

И хотя Бог и отвечает им, Он вовсе не думает убрать все их проблемы немедленно, но обещает, что, когда наступит Царство Его, они увидят конец всем своим страданиям.

"Дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его - в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу" (ст.22,23).

Вот почему мы должны жить верой: что бы ни случилось с нами сейчас, Бог всё обратит нам во благо. Мы верим, что Бог действительно слышит наши молитвы, что Он действительно заботится о нас, что Он спасет нас и приведет в Свое Царство.

И всё же, иногда Бог действительно сразу снимает наши проблемы. Мы не знаем, почему Бог делает что-то для одного ученика, но не для другого. Например, один человек может быть исцелен от болезни, а другой - нет, хотя они оба страстно обращались к Нему в молитве за помощью. Нам остается только принять за аксиому: Бог знает, что для нас лучше, хотя нам подчас и нелегко понять это. По этой причине, когда мы молимся Богу о помощи в решении наших проблем, мы всегда должны добавлять: 'Но на всё да будет Твоя воля, а не моя'.

Пример молитвы

Прекрасный образец молитвы в Ветхом Завете - это молитва царя Езекии. Это был человек, который искренне верил в Бога и следовал Его заповедям. Он был царем Иудеи во время оккупации страны ассирийскими полчищами Сеннахирима. Враг был намного сильнее, и поражение казалось неизбежным. К тому же Езекия был очень болен и был не в состоянии возглавить оборону Иерусалима. Обо всех своих бедах он поведал Богу, о чем мы читаем в 3Цар.20,21. Здесь перед нами пример эффективности молитвы, и вдобавок, мы можем извлечь важные уроки из того, как царь обращается к Богу.

  1. Он всецело раскрывает свою проблему перед Богом. Он честен перед Богом и ничего не скрывает от Него. Езекия берет в храм даже письмо своих врагов и разворачивает его перед Богом.
  2. В своей молитве он признает величие Бога:
  3. "И молился Езекия пред лицом Господним и говорил: Господи Боже Израилев, сидящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю" (4Цар.19:15).

  4. Он также напоминает Богу о своей личной близости к Нему. Он взывает к Богу, потому что Бог есть его Бог.
  5. "И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один" (4Цар.19:19).

Все эти моменты, по сути, есть необходимые составляющие молитвы. Она должна воздавать Богу уважение к Его величию. Она должна также выражать веру, что Он есть Бог, Который близок к Своим детям, Который заботится о них и помогает им.

Пророк Исаия говорит нам, что Бог ожидал подобную молитву от Езекии. Он желал видеть смирение царя и ждал, пока царь не раскроет всего сердца перед Ним, прежде чем ответить на молитву.

"И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него! Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме; ты не будешь много плакать, - Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе" (Ис.30:18,19).

Бог действительно ответил на молитву царя - Его ответ принес пророк Исаия. В одну ночь всё ассирийское полчище было чудесным образом уничтожено, и народ Божий был избавлен от своего врага.

Постоянство в молитве

Библия изображает молитву как занятие постоянное. Мы не можем просто спросить что-либо у Бога и сидеть ждать ответа. В Евангелии от Луки 18:7 говорится о людях, "вопиющих к Богу день и ночь". Молитва подводит нас к пониманию, что никто, кроме Бога, не в состоянии действительно помочь нам. Подчас, чтобы обрести подобное расположение сердца, необходимо помолиться несколько раз.

Об этом принципе свидетельствует в Ветхом Завете повествование об Анне. Она была бездетной женщиной и молилась постоянно Богу, чтобы Он даровал ей детей. Бог слышал ее молитвы, но ожидал подходящего случая, чтобы ответить ей. Обратите внимание на следующие слова этой женщины: "Я… изливаю душу мою пред Господом" (1Цар.1:15).

Посмотрим теперь Послание Иакова 5:16-18. Апостол упоминает здесь о двух молитвах Илии пророка. Он жил среди нечестивых людей, и его молитвы навели на них Божье осуждение. На примере Илии Иаков говорит об эффективности молитвы:

"Много может усиленная молитва праведного".

Боль за поругание народом путей Божьих переполняла душу и сердце Илии. Он постоянно молился, чтобы царство израильское обратилось к Богу. Мы также должны молиться о приходе Царства Божьего, ввиду греховности и развращенности окружающего нас мира. Наши сердца должны быть наполнены желанием возвращения Христа; мы должны желать этого больше всего и должны показать Богу это в наших молитвах. Вышеприведенная цитата содержит еще один важный момент. Илия изображен как человек праведный. Это означает просто, что его отношения с Богом были правильными. Наши отношения с Богом также должны быть правильными, если мы хотим, чтобы Он услышал наши молитвы.

Покаяние на смертном одре

Соломон писал:

"Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит" (Прит.15:29).

Иногда мы читаем о "покаянии на смертном одре", когда умирающий человек просит Бога о прощении. Тем не менее, если он в течение своей жизни не делал никаких попыток примирения с Богом, Бог не услышит его! То же самое будет и при возвращении Христа: многие люди обратятся в молитве к Богу, но будет слишком поздно - Бог не услышит их.

Пример Иисуса

Мы разобрали ряд примеров действенной и эффективной молитвы как из Ветхого, так и из Нового Заветов. Теперь мы должны обратиться к примеру самого Господа Иисуса Христа.

Многие из Его коротких молитв к Отцу воспроизведены для нас в Новом Завете. В других случаях нам просто говорится, что Он молился. Обратимся к следующему примеру:

"В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами" (Лк.6:12,13).

Иисус молится всю ночь, ибо предстоящий день будет очень важным. Ему предстоит тщательно выбрать двенадцать учеников, как Его товарищей на всё время служения. Он не пытается сделать это в одиночку; Он просит о помощи. Урок следующий: когда перед нами стоит необходимость принятия трудного решения, мы всегда должны в молитве обращаться к Богу за помощью.

Завершив последнюю вечерю, перед тем как пойти в Гефсиманский сад, Иисус молится Отцу. Мы читаем об этой молитве у Иоанна 17. Посмотрите на стихи 9 и 20. Иисус молится особо за тех, кто входил в это время в состав Его учеников. Он изображает их как "тех, которых Ты дал Мне". И когда мы подходим к стиху 20, то обнаруживаем, что молитва обращена в будущее и включает всех будущих учеников. Он говорит о них как "о верующих в Меня по слову их". Вы войдете в это число, если примете спасение Божье через Иисуса Христа и креститесь в Его спасительное имя. Самая прекрасная вещь в жизни - быть призванными из этого мира, чтобы стать верными учениками Господа Иисуса и принадлежать Ему таким образом; самое прекрасное - понять, что Иисус молится за нас, как молился Он за своих первых учеников, о чем свидетельствует нам Евангелие. Это удивительная надежда, и мы должны радоваться и благодарить за нее всё время в наших молитвах.

Иисус уже учил Своих учеников о важности прощения других. Это прощение должно включать и молитвы за тех, кто доставил нам боль и обиду. Это очень тяжело сделать, но это в то же время необходимая составляющая молитвы, заповеданная нам Иисусом. Бог прощает нам много более, чем мы прощаем другим. Если мы в состоянии молиться за тех, кто обижает нас и преследует нас, то этим мы показываем Господу, что исполняем Его заповедь. Обратите внимание на последствие этих молитв.

"А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…" (Мф.5:44,45).

Молитвы за врагов могут и не оказать никакого воздействия на них; их сердце может оказаться слишком непроницаемым для принятия божественной благодати. Тем не менее, подобные молитвы всегда окажут воздействие на нас - людей, возносящих эти молитвы. Когда мы молимся за других, это всегда помогает нам стать более 'христоподобными', лучшими детьми Божьими в наших жизнях.

Если мы внимательно посмотрим на молитву Иисуса в Гефсиманском саду, то увидим, насколько хорошо Он понимал цель Бога. Он знал, что Ему придется умереть, чтобы спасти людей от греха. Мы также видим Его абсолютное подчинение воле Отца. Матфей 26:36-46 изображает последние минуты Христа перед арестом, судом и смертью. Он молится, прежде всего, об избавлении от ужаса страданий и унижения, которые Ему предстояло пережить. Если бы Бог ответил на эту просьбу положительным образом, у нас не было бы в этом мире никакой надежды. Но Иисус продолжает далее, что воля Отца для Него значит много более, чем Его собственные желания, подчеркивая это словами: "Да будет воля Твоя". В третьей молитве Он повторяет те же самые слова, что говорит о полном смирении Иисуса перед волей Отца, даже если это приведет к Его мучительной смерти. Лука говорит нам, что во время этой молитвы Иисус "находился в борении" (переживал агонию), - фраза, встречающаяся во всей Библии только один раз. Подобное состояние свидетельствует о напряженности молитвы, о силе излияния всего сердца перед Богом, утаить здесь уже ничего нельзя.

Иисус Христос - наш Посредник

Здесь еще один важный для нас урок о молитве. Иисус восстал из мертвых и вознесся на небо. Нам говорится, что:

"Христос вошел… в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие" (Евр.9:24).

Он есть Тот, Кто представляет наши молитвы Богу. Если мы испрашиваем о вещах, которые соответствуют цели Божией, Иисус ходатайствует за нас перед Своим Отцом. Для изображения этой работы Библия использует слово "посредник". Посредник - это "встающий между", то есть некто, передающий послание от одного к другому. Бог слишком свят и праведен, чтобы мы обращались к Нему напрямую в нашем смертном естестве, но мы должны быть Ему глубоко благодарны, что Он позволяет нам делать это через Господа Иисуса Христа.

Заметьте, что Иисус не делает это для всех. Вышеприведенный стих говорит, что Он делает это "за нас", и Послание Евреям ясно разъясняет, что здесь имеются в виду те, кто призван Богом. Они принадлежат Его семье через крещение во имя Господа Иисуса Христа.

"Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление… И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное" (Евр.9:11-15).

Поэтому, когда мы молимся, мы должны просить о чем-либо обязательно во имя Иисуса - прочитайте Ин.14:12-14. Связь с Богом и с Иисусом через Библию, возможно, есть ответ на ваши молитвы. Вы уже знаете, как молиться; если же еще нет, то мы надеемся, что этот краткий урок окажет вам в этом помощь. Подобно псалмопевцу, написавшему нижеприведенные слова, вы также можете молиться Богу, чтобы Он дал вас разумение в понимании Его Слова.

"Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем" (Пс.118:33,34).

Молитва ежедневная

В Евангелии от Матфея 6:9-13 содержится молитва, которую Иисус дал Своим ученикам на все времена. Порядок положений здесь также очень важен:

  • Восхваление имени Бога.
  • Просьба о пришествии Его Царства и об осуществлении на земле Его воли.
  • Просьба о самом необходимом, в чем мы нуждаемся в этой жизни.
  • Просьба о прощении, при условии, если и мы прощаем других.
  • Просьба о руководстве на пути в Царство Божье.
  • И заканчивается молитва тем же, с чего и начиналась - словами уважения, хвалы и благоговения перед Богом.

В наших молитвах на первое место мы должны ставить волю Божью и молиться о том, чего, прежде всего, желает Бог, и лишь затем о том, чего желаем мы. Если мы будем внимательны к подбору слов, и если мы, в самом деле, заинтересованы в наступлении Его Царства, мы обнаружим, что не существует никакого конфликта между целью Бога и нашими желаниями.

Вот какой должна быть наша ежедневная молитва; самое важное здесь:

"Хлеб наш насущный дай нам на сей день" (Мф.6:11).

Каждый день нашей жизни мы должны молиться Богу, выражая признание Ему именно таким образом. Это не означает, что мы должны просто повторять слова молитвы Господней; если будем так делать, то вскоре слова станут настолько знакомыми, что мы перестанем думать над ними. Мы должны найти свои собственные простые слова на повседневном языке, чтобы быть в состоянии выразить идеи молитвы Господней на этой основе.

Но мы должны идти дальше. Ежедневная молитва не означает, что молиться мы должны один раз в день. Мы можем молиться в любое время дня и при любой возникшей ситуации. Библия говорит шесть раз, что апостол Павел молился непрерывно. Это был человек, для которого молитва являлась неотъемлемой частью всего, что он делал. К примеру:

"Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью" (2Тим.1:3).

Если перед нами трудное или опасное путешествие, мы должны молиться Ангелу Божьему об охране, прежде чем тронемся в путь. Если нам предстоит трудный разговор или собеседование, мы должны молиться Богу, чтобы Он удержал наш язык от чего-либо недостойного, что могло бы нам при этом навредить. Мы можем полагать в молитве перед Богом наши радости и печали, заботы и тревоги. Каждый шаг нашей жизни, насколько бы он ни казался маловажным, получит благословение водительства Божия, как ответ на наши молитвы.

Молиться Богу мы можем в любое время, в любом месте, в любом положении. Неважно, стоим ли мы при этом на ногах или на коленях. В Библии есть примеры и тому, и другому; иногда люди молились и сидя, иногда и полностью распростершись на земле.

Ряд основных положений молитвы

Прежде чем приступить к молитве, составьте список желаний, которые вы хотите довести до Бога. Сюда должны входить:

  1. Возвеличивание Бога, как Творца всех нас.
  2. Просьба о скором приходе Царства Божия.
  3. Благодарение Богу за ежедневные благословения и за то, что Он дает нам.
  4. Просьба о Божьей помощи для нуждающихся в ней.
  5. Просьба о членах семьи, чтобы Бог, если они неверующие, привел их к Себе и к Своему Сыну.
  6. Если мы крещены, то должны молиться за духовных братьев и сестер о помощи в решении их проблем.
  7. Просьба о прощении наших грехов.
  8. Просьба о даровании понимания Слова Божьего.
  9. Просьба о придании сил на служение Ему и на поприще проповеди Его Слова.
Вопросы:
Введите ваше имя:
Ваш e-mail (обязательно):
  1. Когда мы молимся Богу, что мы должны являть пред Ним?

  2. Каков первый принцип молитвы?

  3. Что обещал Бог тем, кто любит Его?

  4. Почему Бог ждал, пока Езекия помолится, прежде чем придти на помощь Израилю?

  5. Что есть "посредник"? Кто есть наш посредник?

  6. О чем мы должны молиться прежде всего?

  7. Здесь вы можете оставить свои комментарии или вопросы:


Назад к оглавлению...