Христадельфиане - официальный сайт

СЕДЕКИЯ, ИЕРЕМИЯ И ПАДЕНИЕ ИУДЫ

(2-я Паралипоменон, глава 35)

Смерть праведного царя Иосии послужила концом Иудейского царства. Его смерть, казалось, была так некстати. Фараон Нехао из Египта планировал атаковать Ассирию в Кархемисе, на реке Евфрат, и Иосия решил вмешаться на равнине Мегиддо. Хотя он был замаскирован, египетская стрела настигла его во время битвы. Это было великим потрясением. У Нехао не было разногласий с Иосией, и он предупреждал его не ввязываться, но Иосия не послушался и присоединился к битве. Хороший царь Иосия, который объединил людей в поклонении Богу и принес благополучие народу, теперь был мёртв. Его тело было перевезено в Иерусалим и похоронено с большими почестями и гореванием народа в царских гробницах. Во 2-й Паралипоменон 35:25 мы читаем следующее: «Оплакал Иосию и Иеремия в песни плачевной; и говорили все певцы и певицы об Иосии в плачевных песнях своих, известных до сего дня, и передали их в употребление у Израиля; и вот, они вписаны в книгу плачевных песней».

С этого момента царство Иудейское стало государством, которым управляли слабые цари, которые были зависимы от иностранных держав. Великий пророк Иеремия пытался вести их правильным путем. История данного периода записана в Книгах Царств, Паралипоменон и пророчестве Иеремии; Иезекииль и молодой Даниил также жили в то время. В исторических записях мы читаем о страшном презрении Иоакима, сына Иосии, к слову Божьему. Он пришел к мрачному концу – как этого и следовало ожидать – он был наказан Богом, так как несмотря на свое хорошее воспитание, он делал зло в глазах Бога. Мы читаем во 2-й Паралипоменон 36:5: «Двадцати пяти лет был Иоаким, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме. И делал он неугодное в очах Господа, Бога своего».

Он окружил себя роскошью, используя труд рабов. Жадность, притеснения и жестокость свирепствовали в народе – настолько ужасным был царь. И он был старшим сыном праведного царя Иосии!

После смерти Иоакима его сын Иехония правил всего лишь три месяца, перед тем как царь Навуходоносор отослал его в Вавилон. И Даниил, и Иезекииль оказались в Вавилоне на протяжении этого периода, а Иеремия остался единственным пророком Господа в Иерусалиме.

Итак, Матфания, третий сын Иосии, взошел на трон в возрасте двадцати одного года, дав торжественную клятву верности царю Навуходоносору. Когда Навуходоносор посадил его на трон Иудеи, он изменил его имя, как о том сказано в 4 Царств 24:17-18: «И воцарил царь Вавилонский Матфанию, дядю Иехонии, вместо него, и переменил имя его на Седекию. Двадцати одного года был Седекия, когда он воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме».

Это была типичная ситуация. Особое имя было выбрано для нового царя. «Седекия» буквально означает «Бог праведный» или «справедливость Бога». Возможно, если мы могли выбирать для себя новое имя, мы бы выбрали что-нибудь Библейское со значением, которое бы славило Бога. Можно было бы подумать, что принятие нового имени «Седекия» показывало, что царь жаждал праведности и божественной справедливости. Однако это было не так.

Это дает нам первое ощущение характера Седекии – он хотел, чтобы о нем думали как о праведном царе - однако принятие нового имени не давало гарантий того, что царь будет именно таким. Значительно важнее характер человека, чем значение его имени!

Просматривая записи об иудейских царях, мы находим, что все они были знамениты своими поступками – хорошими или плохими. Хороший царь Аса убрал идолов и выгнал гомосексуалистов из страны. Он даже уничтожил личных идолов своей матери. Хороший царь Иосафат искал Бога всем своим сердцем. Он не устранил поклонение идолам, но избавился от гомосексуалистов. Нечестивый царь Иорам построил места поклонения ложным богам и заставлял совершать там прелюбодеяния.

Но с Седекией была другая картина. В 2-ом Царств 24:18-19 записано, что «он делал неугодное» - но эта фраза немного неправильна, хотя очень поучительна для нас. Что это значит? Из истории Седекии, обнаруженной в Иеремии 21, 24, 27-39, мы узнаем, что Седекия практиковал то, что может называться «пассивным злом», то есть не «активным злом». Он был слабым царем! Он боялся князей, оставленных в Иерусалиме – «Никто не должен знать этих слов, – говорил он Иеремии, – и тогда ты не умрешь» (см. Иеремия 38:24-26). Представьте, что царь говорит такое! Являясь царем, он должен был иметь абсолютную власть, но, по всей видимости, у него не было контроля над действиями князей. Он также опасался тех, кто сдался вавилонянам. Он сказал Иеремии в стихе 19: «Я боюсь Иудеев, которые перешли к Халдеям, чтобы [Халдеи] не предали меня в руки их, и чтобы те не надругались надо мною».

Его главным грехом было то, что он не прислушивался к Господу, говорящему через Иеремию, и всё же в моменты слабости он умолял Иеремию молиться за него. Посмотрите на запись в Иеремии 37:1-3: «Царствовал… Седекия… но ни он, ни слуги его, ни народ страны, не слушали слов Господа, которые говорил Он чрез Иеремию пророка. Царь Седекия послал Иегухала… к Иеремии пророку сказать: «помолись о нас Господу Богу нашему».

Нигде не говорится, что Седекия активно был задействован в продвижении поклонения идолам, но его слабым местом было то, что он не останавливал людей от этого поклонения. Он был таким боязливым, что никогда не выступал против чего-либо. В результате он позволял всё! Он разрешил, чтобы люди продолжали свои «разврат» и «мерзости». Во 2-й Паралипоменон 36:14 сказано: «Да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников, и осквернили дом Господа, который Он освятил в Иерусалиме».

Как Пилат передал Иисуса толпе в Матфея 27:24, так и Седекия позволял князьям делать всё, что они захотят: «Тогда князья сказали царю: “да будет этот человек предан смерти, потому что он ослабляет руки воинов, которые остаются в этом городе, и руки всего народа, говоря им такие слова; ибо этот человек не благоденствия желает народу сему, а бедствия”» (Иеремия 38:4-6). Поэтому они схватили Иеремию и бросили его в яму Малхии, сына царя.

В конце, когда Иерусалим пал после ужасной осады, Седекия должен был остаться для переговоров с вавилонскими князьями для себя и для своего народа. Но что он сделал? Он бежал в страшной панике – отчаянная неудача слабого человека.

Итак, он был слабым человеком, неудачным царем, а его «слабость» описывается как «преступность», особенно в хорошо известных стихах из пророчества Иезекииля 21:25: «И ты, недостойный, преступный вождь Израиля, которого день наступил ныне, когда нечестию его будет положен конец». Очень важно то, что слабость Седекии в глазах Бога была рассмотрена как преступность и нечестие.

Ранее мы увидели, что слабость царя Седекии приравнивалась к его греховности, так как ничего не делать также пагубно, как и совершать что-либо неправильное. Великое “зло”, которое сотворил Седекия, заключалось не в яром идолопоклонстве и не в явном преследовании царя Иоакима. Оно выражалось в его молчаливой «греховности», в допущении различных компромиссов и в том, что он оставался нейтральным при решении важных религиозных вопросов. Почему царь Седекия поступал подобным образом? Почему он молчал и стойко не отстаивал праведность? Он явно хотел, чтобы его знали как праведника, потому что выбрал себе имя, которое означает “правда Божья”. Но его имя не изменило его поступки! Мы называемся христадельфианами, что означает “братья во Христе”, но без действий это всего лишь название. Можем ли мы быть столь же инертными, как Седекия, чтобы это было равноценно греховности в очах Божьих?

Возможно, Седекия молчал, когда должен был высказаться, потому что он хотел сделать всех счастливыми. Он знал, что правильно, но он также знал, что если он будет защищать праведность, тогда некоторых это расстроит. Таким образом, может быть, он решил молчать и пытался всем угодить. Вероятно, он хотел быть праведным, но ему не хватало твердости веры, чтобы это осуществить. У него не было никаких по-настоящему твердых верований насчет того, что угодно Богу, а что нет. Возможно, этикет того времени принуждал его к безмолвию. Общество того времени отвергало Божьи ограничения, а, напротив, радело за более широкую свободу в религиозной деятельности. Поэтому храм Божий был осквернен из-за поклонения языческим богам. Хотя Седекия и понимал требования Бога, может быть, он придерживался мнения, что каждый имеет право на свой собственный выбор. Возможно, тяга Седекии к праведности была настоящей, но царь не получил никакой поддержки в этом направлении, кроме как от Иеремии.

Может быть, царь Седекия думал, что сможет прийти к «общему знаменателю» с теми, кто отвергает Божьи законы и с теми, кто принимает их. Стремился ли он найти «примирение» между этими двумя группами? Он часто благочестиво вел себя с Иеремией, хотя в то же самое время поддерживал и тех, кто преследовал этого пророка. Он хотел восстановить соглашение об освобождении рабов, но также поддерживал и вопиющие нарушения этого соглашения, как мы читаем в Иеремии 34:8-11. Если в этом и состояла его цель, то она была совершенно невыполнимой, потому что эти две группы никогда не могли бы придти к «общему знаменателю». Часто легко безмолвствовать в отношении Божьих заповедей, но это может нас привести к тому же незавидному положению, в котором оказался и сам царь Седекия. Седекия ничего не сделал для того, чтобы Иудея перестала поклоняться лжебогам. Народ совершал великие прегрешения, а царь никак не реагировал на это.

Давайте рассмотрим одно или два значимых события, которые характеризуют этого человека. Мы уже вкратце упомянули о клятве, которую вначале своего правления дал Седекия царю вавилонскому Навуходоносору. В Иезекииле 17:12-14 мы читаем: “Скажи мятежному дому: разве не знаете, что это значит? - Скажи: вот, пришел царь Вавилонский в Иерусалим, и взял царя его и князей его, и привел их к себе в Вавилон. И взял [другого] из царского рода, и заключил с ним союз, и обязал его клятвою, и взял сильных земли той с собою, чтобы царство было покорное, чтобы не могло подняться, чтобы сохраняем был союз и стоял твердо”.

Затем почти сразу же Седекия начал вести переговоры с Египтом и организовал восстание. В Иезекииле 17:15-19 подчеркивается грех Седекии из-за нарушения этого обещания: “Но тот отложился от него, послав послов своих в Египет, чтобы дали ему коней и много людей. Будет ли ему успех? Уцелеет ли тот, кто это делает? Он нарушил союз и уцелеет ли? Живу Я, говорит Господь Бог: в местопребывании царя, который поставил его царем, и которому данную клятву он презрел, и нарушил союз свой с ним, он умрет у него в Вавилоне… Он презрел клятву, чтобы нарушить союз, и вот, дал руку свою и сделал всё это; он не уцелеет. Посему так говорит Господь Бог: живу Я! клятву Мою, которую он презрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову”.

Таким образом, торжественная клятва была нарушена, и в результате этого Навуходоносор рассвирепел, и еще более страшное обетование Божье должно было обрушиться на Седекию. Здесь очень важно отметить то, что когда мы заключаем какое-либо соглашение или договор с кем-то, то мы должны относиться к этому так же, как будто мы заключили это соглашение или договор с самим Богом. Как Иаков мудро нам указывает в Послании Иакова 5:12: “Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: 'да, да' и 'нет, нет', дабы вам не подпасть осуждению”. Нас наставляют здесь не клясться небесами (возможно, используя напрасно имя Бога или Иисуса) или используя иные клятвы, чтобы попытаться убедить людей в том, что мы говорим правду. Вместо этого, когда мы говорим «да», то это должно означать «да», а когда говорим «нет», то это должно означать «нет». Люди должны доверять нам. Мы должны отвечать за свои слова и выполнять свои обещания. Простой пример: каждый год перед летней Библейской школой нам нужно забронировать места на ней, чтобы организаторы могли всё надлежащим образом приготовить и заказать места для проживания, и т.п. Это очень ответственная работа, которая требует больших усилий со стороны братьев и сестер, которые выполняют ее добровольно и бесплатно! Но каждый год некоторые люди бронируют места, а потом не появляются на этой Библейской школе, даже не объяснив причину своего отсутствия на ней. А другие, даже не забронировав себе мест, появляются, как гром среди ясного неба. Из-за этого впустую тратятся деньги и время. Вместо этого мы должны следовать правилам и выполнять свои обещания. Если случилось что-либо непредвиденное, например, болезнь, и вы не можете посетить Библейскую школу, тогда было бы очень вежливо с вашей стороны немедленно уведомить организаторов этой Библейской школы об этом, чтобы они не беспокоились напрасно о вас.

Псалом 14 говорит о чертах характера тех людей, которые будут в Царствии Божьем: «тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем» (стих 2); «кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего» (стих 3); «тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, [хотя бы] злому, и не изменяет» (стих 4)! Этим людям можно доверять: это люди, в которых будет нуждаться Иисус, как в помощниках при управлении миром в один прекрасный день. Одно из самых торжественных обещаний в нашей жизни дается при крещении, когда мы обещаем Богу, что мы будем следовать весь остаток нашей жизни за Иисусом Христом. Раз мы уже дали это обещание, с того самого момента мы должны его строго придерживаться. Еще одно торжественное обещание дается, когда мы вступаем с кем-либо в брак, обещая перед Богом оставаться верными другому человеку до конца нашей жизни или до тех пор, пока не вернется Иисус Христос. Те обещания, которые даются нами при крещении или при вступлении в брак, не должны быть поспешными или под давлением со стороны других. Перед тем как дать эти важные обещания, мы должны молиться и не торопясь всё обдумать. Эти обещания повлияют на весь остаток нашей жизни и от них нельзя отказаться, если мы их уже дали.

2-я Паралипоменон 36:13 описывает отношение царя Седекии к Богу: “…и сделал упругою шею свою и ожесточил сердце свое до того, что не обратился к Господу Богу Израилеву”. Следовательно, он отверг Божью волю и праведность, и за это впоследствии Бог наказал его. Это замечательный момент для того, чтобы рассмотреть его характер: Седекия не имел никаких моральных сил, чтобы выступить против грешников в Иудее, но он выступил против могучего царя вавилонского! Он выбрал непослушание Всемогущему Богу, чья сила была непререкаемой и очевидной, и чьи заповеди были четко открыты Иеремией. Почему он так глупо поступил?

Он поступил подобным образом, потому что он более уважал людей из своего окружения, чем Всемогущего Бога! Седекия знал, что правильно, но он не хотел подчиняться этому. Он позволил, чтобы его окружение имело на него большее влияние, чем Бог! Эти черты характера Седекии не были хорошими, но он не является единственным библейским персонажем, которому присуща та же самая слабость. Далее мы рассмотрим еще один пример для того, чтобы иметь лучшее представление о его натуре.

Говоря о Седекии, мы видели ранее, что Бог рассматривает слабость и бездействие как зло. Это очень важный вопрос, давайте взглянем на его предысторию. Илий был священником и судьей в Силоме в течение сорока лет, задолго до времен Седекии. Как и у Седекии, у Илия была особая ответственность, и он был осужден Богом за свое бездействие. Его жизнь закончилась ужасно.

Возможно, мы думаем, что настоящими грешниками в то время были его сыновья, Офни и Финеес, которые забирали лучшее из жертв для себя и прелюбодействовали с женщинами, которые приходили в храм Господень. Неизвестный человек Божий пришел к Илию и осудил его и членов его семьи в 1-й Царств 2:29: «Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища [Моего], и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего - Израиля?»

Затем через Самуила Бог говорит о Своем решении в 1-й Царств 3:12-13: «…в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу; Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их».

Обратите внимание на слова, выделенные жирным шрифтом, в этих двух отрывках. Как и Седекия, Илий не принимал активного участия в грехах, которые сделали его сыновья, но Бог осудил его за это бездействие. Он ничего не сделал, чтобы остановить их. Правда, он сделал им замечание в 1 Царств 2:23-25, но это случилось только тогда, когда ему исполнилось девяносто восемь лет и он был глубоким стариком. Он спохватился слишком поздно! Они выросли, не зная и не уважая Господа (стих 12). Илий должен был учить детей следовать по пути Бога с самого раннего возраста, это обязанность всех родителей (см. Второзаконие 6:6-7 и 11:19). Мудрые мысли, например, в Притчах 4:1-2 подсказывали Илию, как должны были поступать его сыновья: «Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму, потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей».

Мы также видим поразительную параллель, когда рассуждаем о конце жизни Седекии и Илия. Илию сообщили новость о смерти обоих сыновей в один день, он упал со стула и сломал себе шею перед смертью (1 Царств 4:13-18). Человек Божий предсказал, что произойдет в 1 Царств 2:32-35: «…и ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всем том, что [Господь] благотворит Израилю и не будет в доме твоем старца во все дни, Я не отрешу у тебя [всех] от жертвенника Моего, чтобы томить глаза твои и мучить душу твою; но все потомство дома твоего будет умирать в средних летах. И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день. И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни».

Верным священником, который заменил Илия, был Самуил. Но окончательное исполнение пророчества осуществилось в Иисусе Христе, который является нашим первосвященником и посредником (Евреям 9:11-15). Пророк Иезекииль сказал царю Седекии, что он будет заменен таким же образом: «И ты, недостойный, преступный вождь Израиля, которого день наступил ныне, когда нечестию его положен будет конец! Так говорит Господь Бог: сними с себя диадему и сложи венец; этого уже не будет; униженное возвысится и высокое унизится. Низложу, низложу, низложу и его не будет, доколе не придет Тот, Кому [принадлежит] он, и Я дам Ему» (Иезекииль 21:25-27).

Мы знаем, что царь Седекия привел себя и всю Иудею к страшному концу. Люди в Иерусалиме терпели сокрушительное осады. Это ужасное время наглядно описано в Плаче Иеремии 4:10: «Руки мягкосердых женщин варили детей своих, чтобы они были для них пищею во время гибели дщери народа моего». Это ужасная сцена была результатом Божьего суда на нечестивые города, которые полностью предались греху. Но царь Седекия мог внимательно выслушать предсказание пророка Иеремии и избежать наказания. В Иеремии 27:12-13 говорится: «И Седекии, царю Иудейскому, я говорил всеми сими словами и сказал: подклоните выю свою под ярмо царя Вавилонского и служите ему и народу его, и будете живы. Зачем умирать тебе и народу твоему от меча, голода и моровой язвы, как изрек Господь о том народе, который не будет служить царю Вавилонскому?»

Седекия же, вместо того, чтобы смирить себя, обвинил Иеремию в содействии врагу и заключал его в тюрьму несколько раз. В конце концов через голод, болезни и беспомощное состояние Иерусалим пал пред вавилонянами. Но упрямый Седекия не мог смириться и подчиниться врагу.

Он бежал из города, направляясь вниз, к Иерихону, где был настигнут и схвачен. В итоге царство вернулось к тому же состоянию, в котором оно было в самом начале этой истории. Иисус Навин привел людей через Иордан в обетованную землю тысячу лет назад. Теперь же Седекию привели к вавилонскому царю в его боевой стан в Ривле, его сыновья были убиты перед ним, прежде чем он сам был ослеплен и доставлен в цепях в Вавилон. Там он умер естественной смертью в тюремной камере. Его миновала насильственная смерть, как в Иеремии 34:4-5 и было предсказано: «Впрочем, слушай слово Господне, Седекия, царь Иудейский! Так говорит Господь о тебе: ты не умрешь от меча; ты умрешь в мире, и как для отцов твоих, прежних царей, которые были прежде тебя, сожигали [при погребении благовония], так сожгут и для тебя и оплачут тебя: 'увы, государь!', ибо Я изрек это слово, говорит Господь».

Так, свободная жизнь закончилась для Седекии, когда он был молодым человеком, не более тридцати лет отроду. Его сыновья, должно быть, были совсем еще детьми, когда их убивали, и их прискорбная смерть разрывала его сердце более, чем железные прутья, выколовшие его глаза. Радость жизни была потеряна для него, на мир опустился вечный мрак. Ему осталось лишь тоскливое существование в тюрьме.

Во всём этом для нас заключен простой урок – братья и сестры во Христе не должны бездействовать. Бездействуя, мы не достигнем славы – мы лишь зароем наш талант в землю (см. Матф. 25:14-30). Вместо этого мы должны принимать активное участие в свидетельстве истины и стремлении раскрыть характер Иисуса, когда мы встречаемся с другими людьми. Седекия не смог повлиять на тех, кто окружал его – и это имело трагические последствия. Сможем ли мы извлечь уроки из своей неудачи и быть активными в служении нашему Господу, а также нашим братьям и сестрам в эти последние дни?

Колин Уолтон