Христадельфиане - официальный сайт

СУЕВЕРИЕ

Для начала рассмотрим значение слова “суеверие”.

Оно является сложным, т.е. состоит из двух других однокоренных слов - “суета” и “вера”. Таким образом, суеверие - это то, что включает в себя суетные, пустые и лишенные какого бы то ни было смысла верования. Это убеждения, не несущие и не заключающие в себе ровным счетом никакой пользы человеку, их придерживающемуся. Грустно и печально, что, нередко, люди сами, совершенно не осознавая сути своих слов и не пытаясь вдуматься в то, что они говорят, с неким чувством самозабвенного упоения произносят красноречивое свидетельство о собственной недальновидности и духовном помрачении: “Я, знаете ли, человек суеверный!” К великому сожалению, подобных псевдо-верований, в самых разных их формах, видах и проявлениях (приметы, сонники, астрология и т.д.), придерживается подавляющее большинство людей, и даже если кто-то из них не скажет прямо о своем суеверном отношении к вещам, событиям и понятиям, всё-таки своим поведением и поступками человек выдает свою зависимость от преследующих его предрассудков. Неудивительно, поэтому, что пророк Божий, возвещая о времени величайшего просветления и преобразования, какового не знал и не ведал мир, о времени Суда и наступления вслед за ним Царства Божьего, говорит, словно обращаясь к Творцу от имени всех живущих на земле, ходящих по ней в духовном мраке и, зачастую, в добровольно возложенном на себя невежестве:

“Господи, сила моя и крепость моя и прибежище мое в день скорби! К Тебе придут народы от краев земли и скажут: только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем никакой нет пользы” (Иер. 16:19).

Воистину, благословен всякий, слышащий сии слова и заботящийся о том, чтобы исследовать их, рассмотреть и понять для себя их глубочайшую суть и всё их значение! Они и впрямь способны поведать о многом даже за пределами исследуемого нами вопроса, и на многое раскрыть глаза читающего их.

Сказав о том, что суеверия не несут человеку абсолютно никакой пользы, уместно будет обратиться к следующему, вполне закономерному вопросу: не причиняют ли они вред, и если да, то в какой степени? Мнение Библии в ответ на этот вопрос звучит совершенно недвусмысленно, и сводится оно к тому, что суеверия соравны идолопоклонству со всеми вытекающими отсюда последствиями. Идолопоклонство же корнями своими уходит либо в незнание Бога, Его заповедей и Его путей, либо в нежелание следовать им. Прекрасный пример, раскрывающий связь между суеверием и идолопоклонством, находится в семнадцатой главе Книги Деяний Апостолов. Здесь, в двадцать втором стихе русской Библии, перевод, к сожалению, далек от того, чтобы быть точным. Используемое в Синодальной версии слово “набожны” - это, в оригинале, греческое слово “deisidaimonesteros”, которое способно выступать и в крайне негативной окраске. Немаловажно, что такая популярная англоязычная версия перевода Библии как KJV передает это греческое слово более прямолинейно - суеверны (англ. superstitious). Еще один перевод - DBY Darby’s - окончательно расставляет всё на свои места; в этом стихе Деяний он имеет следующее чтение (в переводе на русский): “И Павел, стоя посреди Ареопага, сказал: Афиняне, по всему усматриваю я, что вы предали себя поклонению демонам”.

Суеверный человек убежден в том, что если, к примеру, не поплевать через левое плечо, или не постучать по дереву после упоминания о каком-либо деле или событии, разворачивающемся в хорошем и желаемом направлении, то данное положение может каким-то мистическим способом, по действию неких злых и могущественных сил, измениться вплоть до наоборот, так что результатом станет нежелательный или даже бедственный исход. Обратите самое пристальное внимание на то, что происходит в этот момент в сознании человека, и на то, в каком свете всё это предстает в очах Божьих. Получается, что человек полагает свою веру (или, точнее, ее весьма искаженное подобие) в определенные знаки, жесты или заклинания, и считает, что они способны оградить и избавить использующего их от несчастий или неудач, от действия опять-таки выдуманных им (!) злых сил, о которых он уверен, что они существуют вполне реально и обособленно, и что их цель - вредить человеку повсюду, где только возможно. Бог при этом не просто отодвигается на задний план, но мысль ни о Нем Самом, ни о единственно лишь Его силе, присутствующей в окружающем нас мире, ни о Его безграничных возможностях, ни о готовности во все времена содействовать и помогать Своим детям, даже мельком не проносится в разуме суеверных людей. Чем же тогда отличается современный человек от непросвещенных язычников древности, от представителей египетской, вавилонской, римской и других цивилизаций, которые в порыве своего изощренного идолопоклонства произвели на свет неисследимые множества обрядов, символов, знаков и ритуалов, не имеющих ничего общего с Истиной и с Богом, создавшим “землю и человека на ней”? Ровным счетом ничем, и в этом смысле более чем понятными и верными выглядят слова Екклесиаста, писавшего: “Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем” (Еккл. 1:9). Эта истина весьма правомерна при описании сути человеческой природы в целом, и наклонностей неменяющейся со временем плоти.

Так что же Бог? Смотрит ли Он на происходящее безразличным взором, попуская каждому ходить вслед своих собственных измышлений, наклонностей и похотей, или Он далек от того, чтобы не замечать происходящего на земле в целом и в жизни каждого человека в отдельности? Бог наш есть Бог-ревнитель, как о том было поведано Им Самим чрез Моисея Израилю во дни освящения последнего как избранного народа Божьего. “Ты не должен поклоняться богу иному [имеются в виду идолы - несуществующие, но выдуманные человеком “боги”, см. Пс. 95:5 и 1Кор. 8:4, например], кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель” (Исх. 34:14). Сему вторит и Павел: “Бог наш есть огонь поядающий.” (Евр. 12:29). Тем, которые обратились к Нему и приняли Истину, принесенную и провозглашенную Его Сыном, Он, чрез Христа же, “дал власть быть чадами Божиими”. Путь к этой великой милости открыт со времени вознесения Господа Иисуса абсолютно каждому; Библия и ее несущее жизнь и свет Учение доступны в мире практически повсеместно, и человек отныне “неизвинителен” перед Богом, если не использует в своей жизни возможность заполучить ее и узнать о Боге истинном и живом. Уверовавшим же в Него Самого и в посланного Им Сына Бог обещает Свое собственное благословение, Свое непревзойденное покровительство и поддержку на протяжении всего жизненного пути человека, и даже гораздо более того! Бог говорит в Библии, что всё существующее во Вселенной - это дело исключительно Его рук (Ис. 44:24; Иер. 10:12 и т.д.), и только Он один имеет абсолютную, никем и ничем не ограниченную власть, и полный контроль над всем, происходящим в ней и на земле, так что от взора Его не скроется ничто, от ведения Его не ускользнет ни единый жест, ни порыв, ни даже мысль человека (Псалом 138 и проч.). В Его руках судьба всего, что имеет дыхание на земле и что движется по ней: “…Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей” (Втор. 32:39); “Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня… Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это…” (Ис. 45:7). Бог повелевает и призывает в трудные и испытующие минуты обращаться только к Нему как к Отцу и Создателю рода людского, ибо только лишь Он один способен избавить и оградить: “Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня” (Пс. 49:15). Сколь величественны эти слова и какое неисчерпаемое утешение заключают они в себе! Любой человек, который всем существом своим обращается к Отцу Небесному и говорит вместе с псалмопевцем “Прибежище мое и защита моя, Бог мой, на которого я уповаю!”, получает вдохновенное заверение Давида, основанное на его личной судьбе и на его собственном опыте взаимоотношений с Творцом:

“Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится… Ибо ты сказал: Господь - упование мое; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим…” (Пс. 90:3-9).

Не существует ни единого примера во всем мире, или в веках, что пронеслись над ним, когда Бог подвел бы уповающих на Него и не подал бы им Своей помощи в самый отчаянный момент. Он верен Своему слову, и, в отличие от человека, никогда не отступится от обетованного Им, ибо “Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? Будет говорить и не исполнит?” (Чис. 23:19). И всё нижеследующее тоже сказано о Нем, хоть это и есть лишь малая толика того множества свидетельств заботы и покровительства Божьих, которыми преисполнена Библия:

  • “Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику” (Пс. 55:22).
  • “Очи Господни обращены на праведников, и уши Его - к воплю их… Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их” (Пс. 33:16,18).
  • “Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня…” (Пс. 33:5).
  • “Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного…” (Ис. 45:22).

В каком же свете предстает человек, который, имея возможность приблизиться к сему богатству славы Отца и приглашение Оного полностью довериться Ему и вкусить от Его милостей, благ и безграничного покровительства, действующих прежде всего на пользу самому человеку, обращается вместо этого к суете и к пустому - к тому, что подменяет собой средоточие его упований и основание заложенной в нем Творцом способности верить в Него Самого? Все мы должны стремиться как можно скорее и полностью отделаться от тягостного бремени некогда довлевших над нами суеверий и прочих подобных им пороков, под ношей которых согбенное человечество бредет на протяжении уже многих веков, не забывая при этом самодовольно называть себя “просвещенным”, “умудренным” и “свободным от предрассудков”.

Существует, однако, некая весьма практическая сторона во всем этом вопросе о суевериях. Дело в том, что суеверный человек, рано или поздно, но самым серьезным образом рискует столкнуться со вполне реальным проявлением своих собственных заблуждений. Истина, кажущаяся удивительной и почти невероятной для человека, далекого от Библии и не ведающего путей Божьих, заключается в том, что Бог не остается безучастным к нашим грехам и ошибкам, если мы упорно не желаем осознавать их порочности и раскаяться в их совершении. Бог наказывает человека, что, теоретически, известно даже неверующему. Однако гораздо меньшему количеству людей известно, что в качестве наказания Бог может наслать на него сильнейшее заблуждение, заставить его верить в чужую или собственную ложь, так что человек всем своим существом уверится в правоте своих подходов и взглядов, в то время как в реальности дело будет обстоять совершенно иначе. И, в конце концов, собственное упрямство человека и ниспосланное Богом заблуждение нанесут ему удар, от которого он может и не оправиться, и который попросту может погубить его. Вот слова Библии, произнесенные Апостолом и показывающие, что такое наказание, действительно, может иметь место: “И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду” (2Фес. 2:11,12).

В Слове Божьем немало примеров, подтверждающих правоту этих выводов, и самый сильный и известный из них, возможно, запечатлен в 3 Книге Царств, гл. 22. Так и человек, верующий в действие каких бы то ни было мистических или других вымышленных им сил вместо того чтобы уповать на Господа и на Его безграничную власть, силу и милость, способен вызывать лишь сожаление и опасение за его судьбу, ибо в день, в который он меньше всего этого ожидает, его может постичь пагуба от Бога, ставшая воплощением его собственных ожиданий и страхов. Бог вполне может сделать так, что для человека, внимающего приметам, снам, расположению звезд и прочей суете, подобные суеверия могут оказаться действенными и имеющими силу в том смысле, что он примет наказание чрез то, во что верил, во что полагал своё упование и чего боялся: “Чего страшится нечестивый, то и постигнет его” (Прит. 10:24). Иисус учит нас и говорит в Своем Учении: “От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься “ (Мат. 12:37); и еще: “Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его” (Мат. 16:27). Слова же, согласно учению Библии, и, в еще большей степени, дела - это всего лишь отражение внутреннего состояния человека, состояния его сердца, его души и разума. Ибо всякое суеверие держит человека в рабстве страха и, словно заложника, не отпускает его. Оно тяготит и заставляет переживать и… бояться пустого и суетного.

Библия имеет много чего сказать о боящихся и о боязни. Прежде всего, хорошо известные слова Иоанна: “В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви” (1Иоан. 4:18). Любовь, о которой говорит Апостол, есть совершенная любовь Божья - любовь к Богу и любовь происходящая от Бога (о ней же говорится в Мат. 22:37,38; 1Кор. 13 и т.д.). Она не может жить и существовать отдельно от веры в Него, но она происходит от последней, так же как сама вера, в свою очередь, происходит от предшествующего ей познания Создателя, Его путей и Его замысла о сотворенном Им человечестве. Сия любовь не ведает страха. “Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою” (Отк. 21:8). Упование на Бога и любовь к Нему, следование Его заповедям и уверенность в том, что Он не оставит никогда и ни при каких обстоятельствах, ведет человека к тому, что он по-настоящему освобождается от своих самых глубоких страхов, изначально свойственных нам всем, и забывает беспокоиться за свою судьбу, за свою жизнь, за своё благополучие, за завтрашний день и за само своё будущее, ибо всё это в Его руках, и Он совершит. Он есть единственный во Вселенной, перед кем следует трепетать и благоговеть, осознавая, что в Его и только в Его руках всецело находится судьба каждого из нас, как и написано о том у Даниила - “…в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои” (5:23). Только в Нем и у Него Истина, и только познание ее чрез Слово, проповедованное Его возлюбленным Сыном, и неукоснительное следование оной, способно дать человеку прозрение и освобождение от рабства греху и пороку, от лжи и бесчестия, от сетей предрассудков и от страхов перед суевериями, неизменно наполняющими собой жизнь всякого, кто удаляется от Учения жизни и выбирает для себя ходить во тьме.

“…Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете Истину, и ИСТИНА СДЕЛАЕТ ВАС СВОБОДНЫМИ” (Иоан. 8:32).


Вернуться обратно…