Христадельфиане - официальный сайт
Главная    Христадельфиане    Христианская литература    Библейские курсы    Новости экклесий    Фотогалерея
Журнал «Добрые Вести»    Журнал «Небесное сокровище»    Интересные статьи    Спутник Библии    Гимны    Форум

СУЕВЕРИЕ

Для начала рассмотрим значение слова “суеверие”.

Оно является сложным, т.е. состоит из двух других однокоренных слов - “суета” и “вера”. Таким образом, суеверие - это то, что включает в себя суетные, пустые и лишенные какого бы то ни было смысла верования. Это убеждения, не несущие и не заключающие в себе ровным счетом никакой пользы человеку, их придерживающемуся. Грустно и печально, что, нередко, люди сами, совершенно не осознавая сути своих слов и не пытаясь вдуматься в то, что они говорят, с неким чувством самозабвенного упоения произносят красноречивое свидетельство о собственной недальновидности и духовном помрачении: “Я, знаете ли, человек суеверный!” К великому сожалению, подобных псевдо-верований, в самых разных их формах, видах и проявлениях (приметы, сонники, астрология и т.д.), придерживается подавляющее большинство людей, и даже если кто-то из них не скажет прямо о своем суеверном отношении к вещам, событиям и понятиям, всё-таки своим поведением и поступками человек выдает свою зависимость от преследующих его предрассудков. Неудивительно, поэтому, что пророк Божий, возвещая о времени величайшего просветления и преобразования, какового не знал и не ведал мир, о времени Суда и наступления вслед за ним Царства Божьего, говорит, словно обращаясь к Творцу от имени всех живущих на земле, ходящих по ней в духовном мраке и, зачастую, в добровольно возложенном на себя невежестве:

“Господи, сила моя и крепость моя и прибежище мое в день скорби! К Тебе придут народы от краев земли и скажут: только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем никакой нет пользы” (Иер. 16:19).

Воистину, благословен всякий, слышащий сии слова и заботящийся о том, чтобы исследовать их, рассмотреть и понять для себя их глубочайшую суть и всё их значение! Они и впрямь способны поведать о многом даже за пределами исследуемого нами вопроса, и на многое раскрыть глаза читающего их.

Сказав о том, что суеверия не несут человеку абсолютно никакой пользы, уместно будет обратиться к следующему, вполне закономерному вопросу: не причиняют ли они вред, и если да, то в какой степени? Мнение Библии в ответ на этот вопрос звучит совершенно недвусмысленно, и сводится оно к тому, что суеверия соравны идолопоклонству со всеми вытекающими отсюда последствиями. Идолопоклонство же корнями своими уходит либо в незнание Бога, Его заповедей и Его путей, либо в нежелание следовать им. Прекрасный пример, раскрывающий связь между суеверием и идолопоклонством, находится в семнадцатой главе Книги Деяний Апостолов. Здесь, в двадцать втором стихе русской Библии, перевод, к сожалению, далек от того, чтобы быть точным. Используемое в Синодальной версии слово “набожны” - это, в оригинале, греческое слово “deisidaimonesteros”, которое способно выступать и в крайне негативной окраске. Немаловажно, что такая популярная англоязычная версия перевода Библии как KJV передает это греческое слово более прямолинейно - суеверны (англ. superstitious). Еще один перевод - DBY Darby’s - окончательно расставляет всё на свои места; в этом стихе Деяний он имеет следующее чтение (в переводе на русский): “И Павел, стоя посреди Ареопага, сказал: Афиняне, по всему усматриваю я, что вы предали себя поклонению демонам”.

Суеверный человек убежден в том, что если, к примеру, не поплевать через левое плечо, или не постучать по дереву после упоминания о каком-либо деле или событии, разворачивающемся в хорошем и желаемом направлении, то данное положение может каким-то мистическим способом, по действию неких злых и могущественных сил, измениться вплоть до наоборот, так что результатом станет нежелательный или даже бедственный исход. Обратите самое пристальное внимание на то, что происходит в этот момент в сознании человека, и на то, в каком свете всё это предстает в очах Божьих. Получается, что человек полагает свою веру (или, точнее, ее весьма искаженное подобие) в определенные знаки, жесты или заклинания, и считает, что они способны оградить и избавить использующего их от несчастий или неудач, от действия опять-таки выдуманных им (!) злых сил, о которых он уверен, что они существуют вполне реально и обособленно, и что их цель - вредить человеку повсюду, где только возможно. Бог при этом не просто отодвигается на задний план, но мысль ни о Нем Самом, ни о единственно лишь Его силе, присутствующей в окружающем нас мире, ни о Его безграничных возможностях, ни о готовности во все времена содействовать и помогать Своим детям, даже мельком не проносится в разуме суеверных людей. Чем же тогда отличается современный человек от непросвещенных язычников древности, от представителей египетской, вавилонской, римской и других цивилизаций, которые в порыве своего изощренного идолопоклонства произвели на свет неисследимые множества обрядов, символов, знаков и ритуалов, не имеющих ничего общего с Истиной и с Богом, создавшим “землю и человека на ней”? Ровным счетом ничем, и в этом смысле более чем понятными и верными выглядят слова Екклесиаста, писавшего: “Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем” (Еккл. 1:9). Эта истина весьма правомерна при описании сути человеческой природы в целом, и наклонностей неменяющейся со временем плоти.

Так что же Бог? Смотрит ли Он на происходящее безразличным взором, попуская каждому ходить вслед своих собственных измышлений, наклонностей и похотей, или Он далек от того, чтобы не замечать происходящего на земле в целом и в жизни каждого человека в отдельности? Бог наш есть Бог-ревнитель, как о том было поведано Им Самим чрез Моисея Израилю во дни освящения последнего как избранного народа Божьего. “Ты не должен поклоняться богу иному [имеются в виду идолы - несуществующие, но выдуманные человеком “боги”, см. Пс. 95:5 и 1Кор. 8:4, например], кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель” (Исх. 34:14). Сему вторит и Павел: “Бог наш есть огонь поядающий.” (Евр. 12:29). Тем, которые обратились к Нему и приняли Истину, принесенную и провозглашенную Его Сыном, Он, чрез Христа же, “дал власть быть чадами Божиими”. Путь к этой великой милости открыт со времени вознесения Господа Иисуса абсолютно каждому; Библия и ее несущее жизнь и свет Учение доступны в мире практически повсеместно, и человек отныне “неизвинителен” перед Богом, если не использует в своей жизни возможность заполучить ее и узнать о Боге истинном и живом. Уверовавшим же в Него Самого и в посланного Им Сына Бог обещает Свое собственное благословение, Свое непревзойденное покровительство и поддержку на протяжении всего жизненного пути человека, и даже гораздо более того! Бог говорит в Библии, что всё существующее во Вселенной - это дело исключительно Его рук (Ис. 44:24; Иер. 10:12 и т.д.), и только Он один имеет абсолютную, никем и ничем не ограниченную власть, и полный контроль над всем, происходящим в ней и на земле, так что от взора Его не скроется ничто, от ведения Его не ускользнет ни единый жест, ни порыв, ни даже мысль человека (Псалом 138 и проч.). В Его руках судьба всего, что имеет дыхание на земле и что движется по ней: “…Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей” (Втор. 32:39); “Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня… Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это…” (Ис. 45:7). Бог повелевает и призывает в трудные и испытующие минуты обращаться только к Нему как к Отцу и Создателю рода людского, ибо только лишь Он один способен избавить и оградить: “Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня” (Пс. 49:15). Сколь величественны эти слова и какое неисчерпаемое утешение заключают они в себе! Любой человек, который всем существом своим обращается к Отцу Небесному и говорит вместе с псалмопевцем “Прибежище мое и защита моя, Бог мой, на которого я уповаю!”, получает вдохновенное заверение Давида, основанное на его личной судьбе и на его собственном опыте взаимоотношений с Творцом:

“Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится… Ибо ты сказал: Господь - упование мое; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим…” (Пс. 90:3-9).

Не существует ни единого примера во всем мире, или в веках, что пронеслись над ним, когда Бог подвел бы уповающих на Него и не подал бы им Своей помощи в самый отчаянный момент. Он верен Своему слову, и, в отличие от человека, никогда не отступится от обетованного Им, ибо “Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? Будет говорить и не исполнит?” (Чис. 23:19). И всё нижеследующее тоже сказано о Нем, хоть это и есть лишь малая толика того множества свидетельств заботы и покровительства Божьих, которыми преисполнена Библия:

  • “Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику” (Пс. 55:22).
  • “Очи Господни обращены на праведников, и уши Его - к воплю их… Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их” (Пс. 33:16,18).
  • “Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня…” (Пс. 33:5).
  • “Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного…” (Ис. 45:22).

В каком же свете предстает человек, который, имея возможность приблизиться к сему богатству славы Отца и приглашение Оного полностью довериться Ему и вкусить от Его милостей, благ и безграничного покровительства, действующих прежде всего на пользу самому человеку, обращается вместо этого к суете и к пустому - к тому, что подменяет собой средоточие его упований и основание заложенной в нем Творцом способности верить в Него Самого? Все мы должны стремиться как можно скорее и полностью отделаться от тягостного бремени некогда довлевших над нами суеверий и прочих подобных им пороков, под ношей которых согбенное человечество бредет на протяжении уже многих веков, не забывая при этом самодовольно называть себя “просвещенным”, “умудренным” и “свободным от предрассудков”.

Существует, однако, некая весьма практическая сторона во всем этом вопросе о суевериях. Дело в том, что суеверный человек, рано или поздно, но самым серьезным образом рискует столкнуться со вполне реальным проявлением своих собственных заблуждений. Истина, кажущаяся удивительной и почти невероятной для человека, далекого от Библии и не ведающего путей Божьих, заключается в том, что Бог не остается безучастным к нашим грехам и ошибкам, если мы упорно не желаем осознавать их порочности и раскаяться в их совершении. Бог наказывает человека, что, теоретически, известно даже неверующему. Однако гораздо меньшему количеству людей известно, что в качестве наказания Бог может наслать на него сильнейшее заблуждение, заставить его верить в чужую или собственную ложь, так что человек всем своим существом уверится в правоте своих подходов и взглядов, в то время как в реальности дело будет обстоять совершенно иначе. И, в конце концов, собственное упрямство человека и ниспосланное Богом заблуждение нанесут ему удар, от которого он может и не оправиться, и который попросту может погубить его. Вот слова Библии, произнесенные Апостолом и показывающие, что такое наказание, действительно, может иметь место: “И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду” (2Фес. 2:11,12).

В Слове Божьем немало примеров, подтверждающих правоту этих выводов, и самый сильный и известный из них, возможно, запечатлен в 3 Книге Царств, гл. 22. Так и человек, верующий в действие каких бы то ни было мистических или других вымышленных им сил вместо того чтобы уповать на Господа и на Его безграничную власть, силу и милость, способен вызывать лишь сожаление и опасение за его судьбу, ибо в день, в который он меньше всего этого ожидает, его может постичь пагуба от Бога, ставшая воплощением его собственных ожиданий и страхов. Бог вполне может сделать так, что для человека, внимающего приметам, снам, расположению звезд и прочей суете, подобные суеверия могут оказаться действенными и имеющими силу в том смысле, что он примет наказание чрез то, во что верил, во что полагал своё упование и чего боялся: “Чего страшится нечестивый, то и постигнет его” (Прит. 10:24). Иисус учит нас и говорит в Своем Учении: “От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься “ (Мат. 12:37); и еще: “Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его” (Мат. 16:27). Слова же, согласно учению Библии, и, в еще большей степени, дела - это всего лишь отражение внутреннего состояния человека, состояния его сердца, его души и разума. Ибо всякое суеверие держит человека в рабстве страха и, словно заложника, не отпускает его. Оно тяготит и заставляет переживать и… бояться пустого и суетного.

Библия имеет много чего сказать о боящихся и о боязни. Прежде всего, хорошо известные слова Иоанна: “В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви” (1Иоан. 4:18). Любовь, о которой говорит Апостол, есть совершенная любовь Божья - любовь к Богу и любовь происходящая от Бога (о ней же говорится в Мат. 22:37,38; 1Кор. 13 и т.д.). Она не может жить и существовать отдельно от веры в Него, но она происходит от последней, так же как сама вера, в свою очередь, происходит от предшествующего ей познания Создателя, Его путей и Его замысла о сотворенном Им человечестве. Сия любовь не ведает страха. “Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою” (Отк. 21:8). Упование на Бога и любовь к Нему, следование Его заповедям и уверенность в том, что Он не оставит никогда и ни при каких обстоятельствах, ведет человека к тому, что он по-настоящему освобождается от своих самых глубоких страхов, изначально свойственных нам всем, и забывает беспокоиться за свою судьбу, за свою жизнь, за своё благополучие, за завтрашний день и за само своё будущее, ибо всё это в Его руках, и Он совершит. Он есть единственный во Вселенной, перед кем следует трепетать и благоговеть, осознавая, что в Его и только в Его руках всецело находится судьба каждого из нас, как и написано о том у Даниила - “…в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои” (5:23). Только в Нем и у Него Истина, и только познание ее чрез Слово, проповедованное Его возлюбленным Сыном, и неукоснительное следование оной, способно дать человеку прозрение и освобождение от рабства греху и пороку, от лжи и бесчестия, от сетей предрассудков и от страхов перед суевериями, неизменно наполняющими собой жизнь всякого, кто удаляется от Учения жизни и выбирает для себя ходить во тьме.

“…Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете Истину, и ИСТИНА СДЕЛАЕТ ВАС СВОБОДНЫМИ” (Иоан. 8:32).


Вернуться обратно…