Христадельфиане - официальный сайт
Главная    Христадельфиане    Христианская литература    Библейские курсы    Новости экклесий    Фотогалерея
Журнал «Добрые Вести»    Журнал «Небесное сокровище»    Интересные статьи    Спутник Библии    Гимны    Форум

Существует ли Диавол?

Да, но не то абсурдное, нелепое чудовище, в которое люди верили пятьдесят и более лет назад, а некоторые в определенных церковных кругах верят и до сих пор - такого в природе нет. Не является диавол и "падшим" ангелом, как полагают некоторые. Факт, что диавол существует, не вызывает каких-либо возражений, ибо в Библии есть много упоминаний о нем. В самом деле, ведь Христу была отведена особая роль в уничтожении дел диавола: "Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" (1 Иоанна 3:8).

Апостол Павел в Послании евреям: "А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола" (Евреям 2:14,15).

Если кто-то постарается сопоставить эту цитату со старой православной идеей, ему придется столкнуться с рядом трудностей. Например, принять человеческий облик, чтобы противопоставить себя могучему, бессмертному диаволу, довольно странный способ борьбы с ним. Скорее, чтобы одержать победу, было бы необходимо иметь для этого божественную силу в полном смысле этого слова. Опять, разве не удивителен тот факт, что для уничтожения такого чудовища, каким представлен диавол, было бы необходимо иметь жизнь в самой полной и наиболее мощной ее форме.

Простой ответ на этот вопрос состоит в том, что Христос пришел уничтожить грех в Себе, прожив безгрешную жизнь в полном подчинении Богу, и Свою смерть представил перед Богом, как идеальную жертву за грех. В результате Он воскрес из мертвых для жизни вечной, показав путь, через который все человечество может одержать эту же победу. Грех и смерть, как следствие, возникли в мире из-за непослушания наших прародителей в самом начале поддавшихся уговорам змея, и только змея, а не какого-то там придуманного уже людьми диавола (Бытие 3:1-14; 2 Коринфянам 11:3).

Некоторые полагают, что диавол появился в результате восстания Ангела на небе, который был изгнан оттуда и сейчас использует свою силу, которая подобна силе Бога, чтобы противопоставить себя Ему. Все отрывки в Библии, которые использованы для доказательства этой идеи, могут быть объяснены контекстом, в котором они встречаются. Мы уверены, что они говорят совсем о другом:

  • "Люцифер, сын зари", который на языке метафоры "упал с неба" является ни кем иным, как царем Вавилонским, в империю которого входили многие известные тогда народы. Посмотрите главу 14 книги пророка Исаии и сравните стихи 12-15 со стихами 4,6,16,22.
  • "Херувим осеняющий", который был низвергнут с горы Божией из-за своего тщеславия, является царем Тирским - обыкновенным человеком, а не Ангелом. Посмотрите главу 28 пророка Иезекииля и сравните стихи 11-17 с стихом 2. Война на небе, в которой Михаил одержал победу над драконом, называемым "диаволом и сатаною" и низверг его на землю, есть пророческий показ в символах событий, которые произойдут в Римской империи. Сравните стих 7 главы 12 Откровения со стихом 1 главы 4 этой же книги.

Что Библия говорит относительно Диавола и Сатаны, совершенно не согласуется с идеей сверхъестественного чудовища, о чем говорят следующие ссылки:

  • О диаволе сказано, что он может ввергать людей в темницу (Откровение 2:10);
  • Иуда назван диаволом (Иоанн 6:70), а Петр - сатаной (Матфей 16:23);
  • Женщины (жены диаконов) не должны быть клеветницы (1 Тимофею 3:11; Титу 2:3). Здесь в обоих случаях в греческом оригинале стоит слово "диавол";
  • О диаволе сказано, что Он будет преследовать святых (1 Петра 5:8,9);
  • Сатана будет раздавлен под ногами святых (Римлянам 16:20);
  • Сатана и диавол могут сковывать людей болезнями (Лука 13:13; Деяния 10:38);
  • Христос уничтожил диавола Своей смертью (Евреям 2:14).

Все эти ссылки могут быть легко и правильно поняты, если слова "диавол" и "сатана" использовать в их первоначальном, оригинальном значении. Слово "сатана" представляет непереведенное древнееврейское слово, означающее "противник". А слово "диавол" происходит из греческого слова "диаболос", означающего "лжец, враг, клеветник", и именно так переведено одним из данных значений в некоторых местах.

Имея в виду вышеперечисленные значения, можно сделать вывод, что слова "дьявол" и "сатана" используются в Библии для персонификации, то есть олицетворения. В Библии олицетворен великий противник человечества и клеветник на Бога - Грех (с большой буквы), неважно, рассматриваемого абстрактно, как принцип, или воплощенного в личности или каком-либо институте, или в бедствии в целом.

Это видно из сравнения следующих цитат из Писания:

"Грех рождает смерть" (Иаков 1:15)."…дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола" (Евреям 2:14).
"Он… явился для уничтожения греха жертвою Своею" (Евреям 9:26)."…дабы смертью лишить силы… диавола" (Евреям 2:14).
"Для чего ты положил это в сердце Твоем" (Деяния 5:4)."Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать…" (Деяния 5:3).
"Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью" (Иаков 1:14)."Чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю" (2 Тимофею 2:26).
"…действующего ныне в сынах противления" (Ефесянам 2:2)."Дети диавола" (1 Иоанна 3:10).
"Свергнем с себя… запинающий нас грех" (Евреям 12:1)."…чтобы вам можно было стать против козней диавольских" (Ефесянам 6:11).

Истина состоит в том, что Иисус разделил человеческую природу, чтобы победить ее. Преодолев все искушения плоти, Он завершил эту победу триумфом, принеся Себя в жертву за грехи всего человечества и был воскрешен Богом к новой, неувядаемой жизни. Ассоциируя себя через крещение со смертью Иисуса и Его воскресением, люди могут разделить с Ним и победу над грехом и смертью.


Вернуться обратно…